Михаил Кунц: «Стоит задача выпуска своей кожаной одежды и вытеснения турецкой»

1880

8 ноября Президент Беларуси Александр Лукашенко на совещании в Минске делал «разбор полетов» в кожевенной и обувной отраслях нашей промышленности. Одним из участников совещания был и генеральный директор ОАО «Бобруйский кожевенный комбинат» Михаил Кунц. Мы расспросили Михаила Ивановича о впечатлениях.

Михаил Иванович, руководители многих предприятий отрасли получили серьезные замечания главы государства. А вас критика тоже задела?

— Весьма поверхностно. Ведь наше предприятие работало и работает неплохо, в этом году у нас прирост объемов к уровню прошлого года в натуральном выражении около 170 процентов. И валюту мы зарабатываем, у нас стабильно положительное сальдо. На следующий год у нас планы еще больше нарастить объемы выпуска, не менее чем на 10 процентов. Так что, нас особо ругать не за что.

Но на совещании президентом поставлена задача резкого увеличения выпуска продукции — нарастить выпуск обуви с 11 миллионов пар в год до 25 миллионов. Мы до этого подготовили план модернизации производства до 2015 года включительно, который предусматривает резкое увеличение выработки на каждого работающего. В этом году она составит 33-35 тысяч долларов, а надо 60, такую задачу поставил президент, и я думаю, мы к 2015-му году ее достигнем. Поэтому план модернизации будем дорабатывать.
Нам придется осваивать и новые виды продукции — кожи для галантереи, для автомобилей, для мебели, перед страной стоит задача выпуска своей кожаной одежды и вытеснения ею турецкой. Решать их будет непросто.

Президент упрекнул и кожевенников, и обувщиков, что первые хорошие кожи отправляют за рубеж, а вторые покупают за валюту. Почему так происходит?

— Что касается нас, то отношения с производителями обуви у нас нормальные. Но планы экспортных поставок никто не отменял. К тому же, хотим мы того или нет, но мы зависим от зарубежья, где вынуждены покупать оборудование, запчасти, просто зарабатывать валюту. Нам также не хватает отечественного сырья, около 35 процентов его мы закупаем за пределами страны. Поголовье скота в нашей стране не растет, то есть, в крупных сельхозпредприятиях оно растет, а в частном секторе снижается. В России при вывозе платятся большие пошлины — 500 евро за тонну, и Россия уже лет 6 практически не продает за рубеж кожевенное сырье. Мы, несмотря на такие пошлины, все равно закупаем. Так было и будет. У обувщиков тоже нет отечественных искусственных подошв, фурнитуры, модных каблуков, все это покупается за валюту. И как бы государство ни старалось, никогда промышленность на 100 процентов не будет обеспечена отечественными материалами. И сегодня невозможно вдвое-втрое повысить выпуск обуви без комплектующих.

А импортозамещение?

— Нам надо думать о том, как изменить ситуацию к лучшему. Но при этом продумать льготы для тех, кто возьмет на себя работу по импортозамещению. Сегодня, может быть, многое выгоднее покупать у китайцев, например, недорогие комплектующие. Но это сегодня они недорогие, а завтра ситуация может коренным образом измениться. Поэтому надо развивать собственное производство комплектующих.

Задача с 11 миллионов пар обуви нарастить объем до 25 миллионов — реально ли это?

— На имеющейся базе увеличить выпуск вдвое невозможно. И наш концерн легкой промышленности на совещании об этом скромно умолчал. Чтобы выполнить задачу, нужно построить еще 2-3 фабрики.

А сколько должно быть кожкомбинатов?

— Некоторые считают, что хватило бы и одного. Действительно, переработать сырье, производимое в Беларуси, мы могли бы, но дать весь требующийся обувщикам и другим отраслям промышленности ассортимент одно предприятие не в состоянии.

Допустим, страна стала выпускать 25 миллионов пар обуви. Что дальше?

— Если в Беларуси, округленно, проживает 10 миллионов человек, то каждому, как минимум, с учетом сезонности, на год потребуются 2-3 пары обуви. Но это потому, что мы небогато живем, по-хорошему же, то 3 и 4 пары.

Михаил Иванович, после совещания что должно измениться?

— Хотелось бы, чтобы изменения были. Я думаю, что прошедшее 8 ноября совещание было полезным и своевременным. И хотя на нем не были приняты какие-то решения, уверен, оно подстегнет к работе и правительство, и предприятия.

Александр МАЗУРЕНКО. Фото автора.