С чем встречают его бобруйские деревообработчики, каким выдался для них нынешний год, что в ближайших планах – обо всем этом и не только наша беседа с генеральным директором предприятия Андреем Партянковым.
– Андрей Иванович, подводя итоги 2023-го, вы сказали, что год оказался очень тяжелым. Прежде всего, из-за санкционного давления. Каким выдался год нынешний, легче ли стало?
– Легче точно не стало. Давление нарастает. А европейский рынок для нас был и остается приоритетным. К нему мы долго шли. Несмотря на санкции спрос на нашу продукцию вырос. В Европе, в том числе. Однако, предприятие продолжает работу по диверсификации сбыта на восточные рынки.
Они, конечно, менее маржинальные. Мы успели подготовиться к перенаправлению экспорта. Разработали новые линейки мебели, уже сейчас ее выпускаем. Что касается других видов продукции, то за два года санкционной политики предприятие наработало круг покупателей. Помогает и рост цен на продукцию в сравнении с прошлым годом, что позволило нам немного прирасти в объемах и поднять заработную плату. Надеюсь, в целом нынешний год окажется более обнадеживающим, нежели предыдущий.
– С какими показателями закончило предприятие первое полугодие?
– По отношению к первому полугодию 2023-го индекс промышленного производства составил 111 процентов – показатель того, что мы прирастаем в объемах. Прибыли как таковой пока нет, прежде всего, из-за того, что цены на наш основной продукт – фанеру – только приблизились к показателям, обеспечивающим себестоимость.
– И сколько сейчас стоит кубометр фанеры?
– 250 долларов. Это не 170 и не 200, как было еще недавно. Просматривается тенденция к увеличению цены. За ней обязательно последует рост объемов выпуска. Главное, чтобы сохранилась положительная динамика. Есть тенденция к росту цены и на пиломатериалы. В первую очередь, на азербайджанский рынок – один из ключевых для нас. Вообще, на долю «юга», таких стран, как Азербайджан, Турция, Иран и Казахстан, приходится до 50 процентов всего объема экспорта, в соседнюю Россию поставляется только пять процентов нашей продукции.
– Чтобы закрепиться на зарубежных рынках, вы планировали убавить удельный вес фанеры в пользу другой продукции. Удалось ли это сделать?
– В структуре производства фанера сейчас занимает только 50 процентов, еще недавно занимала 70. Тут не только желание закрепиться на рынке сыграло свою роль, но и цена. Нет смысла выпускать большие объемы дешевой продукции. С учетом роста цены долю фанеры будем постепенно увеличивать. Чтобы полностью загрузить фанерное производство и достичь объема в 3 700 кубометров фанеры в месяц. Сейчас пока – 2 500 «кубов».
– Намерен ли «ФанДОК» увеличить отгрузки на внутренний рынок?
– Белорусское направление активно развивается. В конце прошлого года в Национальном выставочном центре открыли свою секцию и очень довольны ее работой. Там представлена наша мебель из массива – спальные гарнитуры, гостинные. Все то, что мы поставляли на экспорт. Заявки расписаны на два месяца. Планируем до конца года открыть точку продаж и в Витебске. В розничной торговле мы пока новички, но и это направление тоже развиваем. За лето создали определенный запас основных позиций мебели, чтобы покупатель не ждал два-три месяца, а получил заказ в течение недели. Вся наша мебель представлена и в интернете.
– В прошлом году «ФанДОК» стал управляющей компанией для «Могилевдрева». Что дал предприятию такой альянс?
– Плюсов пока не видно. А минусы… Груз проблем, накопленных предприятием, перекочевал на наши плечи. В частности, большой остаток некондиционных пиломатериалов. Пришлось поломать голову, куда их реализовать. За год мы с этой проблемой справились – продали в Турцию, Казахстан, Россию. На цену внимания особо не обращали. Главное, что нашелся покупатель.
Сейчас на «Могилевдреве» существенно изменилась структура выпускаемой продукции. Раньше в основном производили сырые пиломатериалы, сейчас выпускают мебель и мебельный щит. Главное сейчас – загрузить там производственные мощности, поскольку своего лесного фонда не хватает. Поэтому активно работаем на буреломных участках.
– В целом как обстоят дела с обеспеченностью сырьем?
– Могли быть лучше. Недостаточная обеспеченность сырьем не позволила нам в полном объеме загрузить фанерное производство. Надо признать, что накопленные предприятием долги перед Минлесхозом дают им право ограничивать поставки материалов. Тем не менее, на сентябрь фанерное производство полностью загружено сырьем.
– Давняя проблема «ФанДОКа» – большие складские запасы. Как она решается?
– Доля складских запасов сейчас находится в пределах 110-115 процентов к среднемесячному объему производства. Это не говорит о больших объемах, скорее – о малом товарном выпуске. Мы должны увеличить производство, на сегодня оно в пределах 4 миллионов рублей в месяц, нам нужно выйти на 5,5 миллионов. Тогда мы сможем в спокойном режиме обслуживать все наши долговые обязательства.
– Простому обывателю не понятен смысл увеличения объемов выпуска при таких складских запасах…
– Запасы на складах копились не один день. Там есть продукция и 2022 года – то, что мы не успели отправить на экспорт, а покупатель уже оплатил. Общая стоимость всех запасов – около 4-х миллионов, 2,2 из них – это мебель для обеспечения нашей торговой сети. И чтобы не возвращаться к мелким партиям производства мебели, мы делаем трех-четырехмесячный запас.
– Прошлое десятилетие на предприятии активно шла модернизация. Сейчас техперевооружение происходит?
– Сегодня все инвестиционные проекты у нас остановлены, даже мелкие, по одной причине – дефицит финансов. Все свободные деньги идут на оплату сырья. Все наработки по инвестпроектам, а они у нас есть, пока отложены до лучших времен.
– Как нелегкий прошлый год сказался на социальной стороне работы предприятия? В первую очередь, на кадрах и зарплате.
– В 2022-м году на предприятии трудились 1 200 человек, сейчас – 980. Последние два месяца наблюдается обратная тенденция. Только за август принято на работу 35 человек. Зарплата также подросла. Средняя по предприятию составляет 1 730 рублей. И если конъюнктура рынка не изменится, то рост зарплаты продолжится: у работников всех наших цехов она зависит от объемов выпуска.
– «ФанДОК» славен тем, что даже в непростые времена сумел максимально сохранить социальную сферу. Испытания санкциями она прошла?
– Ни один пункт «социальной части» мы не исключили – выплаты, гарантии, льготы на питание, медстраховка. Кстати, страховка в коллективном договоре не предусмотрена, но и ее мы оставили. Единственное условие – человек должен отработать минимум год. Если у молодого специалиста заканчивается срок «отработки», и он решает остаться на предприятии, ему выплачиваются три среднемесячные зарплаты.
– А много выпускников к вам приходят?
– Что касается молодых специалистов, то тут, как говорится, палка о двух концах. Парни, приходящие к нам по окончании нашего колледжа, как правило, сразу идут в армию. А девушки – в декрет. Но все равно около 30 процентов нашего штата – люди до 31 года. Хотя и пенсионеры работают – примерно 60 человек.
– Андрей Иванович, и личный вопрос: в феврале 2025 года будет 10 лет, как вы возглавили предприятие. Не жалеете сегодня, что согласились тогда на эту должность?
– В системе концерна «Беллесбумпром» я уже стал старожилом. Люди, которые провели модернизацию, постепенно отходят от дел. Приходят более молодые. За эти годы я так и не научился отбрасывать проблемы, не думать о них, независимо, рабочее это время или личное. К «ФанДОКу» я действительно прирос. Доработаю ли здесь до пенсии или займу другую должность – решать концерну. Одно точно знаю: вычеркнуть комбинат из биографии не получится.
– Мы беседуем в канун Дня работников леса. Как директор и коллектив отметят профессиональный праздник?
– Прежде всего, хотел бы поздравить не только работников «ФанДОКа» и ветеранов труда, но и всех, причастных к отрасли, и пожелать крепкого здоровья, удачи, благополучия! Как мы шутим, в лес можно войти, но выйти из него уже невозможно. Что касается празднования, то отметим в коллективе в пятницу, 13-го. И в лесу, на своей базе отдыха в «Вербках». Суеверий по поводу этой даты не боимся.