— Вы куда идете? В магазин? Как за трусиками? У меня все есть.
И знаете, это не самая большая беда и с этим можно жить. И, наверное, найти подход. Если, конечно, житейской мудрости хватит. У меня тогда, видимо, не хватило, – рассказывает девушка проекту «Лампа».
Маменькин сынок
Еще одна большая беда — слепая любовь к сыну. Это не несёт в себе ничего хорошего для всех, правда. Вот представьте себе ситуацию, что сын, который уже женат, идет на работу к 8 часам. А мама встает в 6 часов, делает пюре и выносит ему по дороге на работу. И дело не в том, что жена не готовит. Про мои «ссобойки» все знали. Я никогда не отпускала мужа на работу без полного комплекта с десертом.
Сейчас пишу и понимаю, что ни капельки не злюсь на нее. Тогда злилась ого-го. Может быть, ей хотелось быть значимой. Но такое отношение очень испортило сына. Он старался быть самостоятельным. Но когда мама звонила и говорила: «Пойдем купим тебе что-нибудь», шел и покупал пятую куртку подряд. Несмотря на то, что его ребенку нужно было абсолютно другое. Но это же ему мама предложила…
Развод с мужем, а раздел имущества со свекровью
Отношения свекровь-невестка временами запутаны, сложны и необъяснимы. Не зря много анекдотов на эту тему. Мне казалось в какой-то момент, что мы неплохо ладим.
Но в момент, когда было подано заявление на расторжение брака, свекровь кардинально изменилась. Нет, конечно, никто не ждал особой дружбы и хорошего отношения. НО! Мы с мистером «Икс» (давайте так называть моего бывшего мужа) обсудили все, в том числе раздел имущества. Но в один прекрасный вечер в дверь мне позвонил милиционер, дочка была маленькая и жутко испугалась дядю в форме.
— На вас написано заявление. Вы являетесь мошенницей. Необходимо записать показания.
Проделки свекрови начались… Обошлось все, конечно, хорошо, и, как говорится, следствие разобралось, кто прав, а кто — нет. Потом было ещё одно заявление и еще, и уже становилось не смешно.
В каких только статьях меня не обвиняли. Но самое длительное и, так скажем, не очень приятное началось, когда пришло заявление на раздел имущества.
Там было все, что можно и нельзя — начиная от вилки, полотенца до унитаза. Да-да, унитаза! А далее как в стихотворении: «чашка, ложка и матрешка, сковородка и кровать…»
Было учтено все, даже болтик в прихожей, вкрученный в плинтус. Детская кровать и стол, мои украшения и папина болгарка. Цены тоже стояли такие, что казалось, что вещи сделаны из золота. Предстояло первое судебное заседание…
На первое заседание свекровь пришла с адвокатом и папкой, в которой лежали пустые листики — чтобы было солидно, видимо. Мистер «Икс» своим видом показывал, что он тут вообще не виноват. И пришел за компанию. Что тут говорить — все это неприятно и тяжело.
«Если хотите сохранить нервы — уступите»
Заседания сменялись один за другим. А суммы взыскания прыгали то вверх, то вниз. Я долго не понимала, почему с меня требуют деньги, если я готова делить имущество. И почему нельзя разделить вещи.
Судья долго склоняла нас прийти к мирному соглашению. В какой-то момент я получила тонкий намек, что если хотите сохранить нервы, то уступите — потеряете финансово, но закончится скорее.
Я согласилась отдать все. Не знаю, откуда они взяли цены на вещи. Но мне оставался унитаз и встроенная кухня, из которой я должна была отдать всю встроенную технику. Да, кстати, болтики в плинтусе тоже были отданы с барского плеча мне. Я согласилась, лишь бы поскорее все это закончилось как страшный сон.
«Они ушли. Из квартиры было вынесено все»
Были четко назначена дата и время передачи имущества. А мне было сказано, что все вещи будут проверены, прежде чем забрать. Спальный гарнитур должен быть разобран при любимой свекрови. А вдруг я, как любитель болтиков, их и с кровати заберу?
Естественно, в день передачи со мной были мои близкие. Заходят, значит, свекровь с мистером «Икс» в квартиру и видят, что я не одна. И что вы думаете? Бегут в суд. Жаловаться, что они не могут так забирать имущество.
— Алло, Елена Петровна, я вас попрошу мирно разобраться и отдать вещи на площадке. У меня тут сидит ваша свекровь, — с такими словами позвонила мне судья.
— Алло, Елена Петровна, они ушли от меня. Я вас понимаю, что с такими тяжело. Потерпите немного, пожалуйста, — с такими словами перезвонила опять мне судья.
Мы вынесли переходник на площадку для проверки вещей и ждем веселую компанию. Я не знала, куда мне деваться от стыда. Сами представляете себе картину, когда это все происходит на площадке в многоэтажном доме. Самое ужасное в этой ситуации, что моя маленькая Кирюша не понимала, что происходит и почему из дома забирается все.
В ее комнате стоял мой студенческий нетбук, который считался ее гаджетом и который, кстати, был куплен до брака. И который чудесным образом попал в раздел имущества. И вот бабушка его забирает. Пишу и подкатывает комок. Не забуду никогда. Ребенок просто орал и бился в истерике. Мы начали просить свекровь, чтобы она оставила хотя бы его. Ради внучки. Она была непоколебима. Еще и обвинила, что нужно было где-то ребенка пристроить на момент раздела. Интересно куда? Все близкие люди были со мной.
Наверное, сцена моего орущего ребенка и заставила меня поделиться с вами всей этой историей. Они ушли. Из квартиры было вынесено все. Я не шучу. Я села в пустой комнате на пол, и слезы градом покатились из глаз.
Брак был расторгнут, а свекровь осталась
Плакала я недолго. Мы с друзьями купили шампанское и отметили, как мне казалось, окончание всей этой эпопеи.
В тот момент я приняла решение подать в суд для определения места жительства ребенка, чтобы, не дай Бог, еще что-нибудь не придумали.
Хотя, к слову, никогда не запрещала и до сих пор не запрещаю видеться с Кирой.
И что вы думаете сделала моя свекровь? Побежала в органы опеки и стала на меня жаловаться, какая я горе-мать. И знаете, какой главный ее аргумент был? Как она сможет воспитывать ребенка, если мы все забрали? И самый главный аргумент: мы забрали даже мультиварку! Как она будет готовить ребенку здоровую еду?
Я вот только одного не понимаю — цели забрать ребенка себе у них не было, зачем это все, насолить?
А еще было в лучших традициях: гуляет, ребенка не смотрит и так далее. А то, что я с полутора лет вышла на работу и самым настоящим образом «ишачила», чтобы потом все заработанное моим потом отдать им, это как понимать?
Мне позвонили органы опеки и сказали, что придут. Страха не было, но чувства неприятные, конечно.
Пришли две вполне адекватные тети. Бегло посмотрели квартиру, комнату дочки. Я даже холодильник затарила больше обычного — подготовилась к проверке, но они смотреть не стали. Рассказали про свекровь. Как приходила и сколько всего наговорила. Они, кстати, поинтересовались, зачем же она забирала мультиварку. Главный козырь ее рассказа. Органы опеки все поняли и обещали прийти в суд.
Судебное заседание
Перед заседанием свекровь увидела их и побежали «поболтать», этакие подружки. Дескать, смотри, я с ними на «ты» и сейчас ты отхватишь. А женщина из органов опеки демонстративно отошла от свекрови и подошла ко мне:
— Мы написали положительный акт о вас. Видна ваша тесная связь с дочкой. Все хорошо. Так они и зачитали на судебном заседании.
Через полгода после первого заседания мне снова пришло письмо с суда на раздел имущества. Ну а что, имущество делить три года можно после развода.
Недолго музыка играла, как говорится. Пришло новое послание из суда. Что можно еще делить, если уже все поделено?
Ах, да. Остатки имущества, оставленные мне с барского плеча: кухонная плита, единственная вещь на кухне, которую не достали из встроенной кухни при первом разделе и … окна. А что можно еще придумать делить в пустой квартире?
Они больше ничего у меня не заберут
На этот раз я разозлилась. Нет, нет и еще раз нет! Я буду сражаться до конца. Потому что опыт показал, что хоть все отдай — все равно не поможет.
Я очень переживала, что по судам все это время ходили со мной мои родители. С одной стороны, хотелось сберечь их нервы, с другой — было очень стыдно за свой выбор. За то, что теперь вот так…. Отвечаю не только я. Мои близкие тоже втянуты.
Мы подготовились основательно. Было прочитано много информации — кодексы, статьи, форумы. Ведь иногда по незнанию сказанное слово может в суде обернуться против тебя.
Дорогой адвокат и желание расправы
Свекровь с самого начала ходила с адвокатом. И очень ей доверяла. Конечно, первый раздел так феерично прошел. Но прошел он не благодаря адвокату, а моему согласию скорее закончить процесс и отдать все.
Адвокат, дама с огромным опытом и стажем, знала, конечно, знала, что ничего не выгорит в этот раз. Но, видимо, тоже решила, что можно хорошо подзаработать на диком желании расправы, которое так сильно овладело свекровью.
Когда в конце была посчитана сумма, которую свекровь заплатила адвокату, мы ахнули. Это была огромная, несоизмеримая сумма.
Кто-то сказал ей, что лучше бы на внучку потратили.
— Нет, я лучше адвокату отдам.
Не помню точно, сколько было заседаний, но суд был на нашей стороне и ни копейки свекрови не присудил. Она еще, кстати, требовала возместить ей расходы на адвоката. В конечном итоге мы суд выиграли, потрепав себе еще немного нервов.
Бесконечные суды и нервы
И тут приходит письмо о том, что свекровь хочет продлить срок исковой давности и оспорить решение суда. И делать это можно только через суд. Заседание состоялось. Свекровь сетовала, что не успела подать новый иск. Хотя на самом деле, я думаю, просто придумала новый план мести.
Решение суда было положительное. Ей продлили срок. Далее заявление было подано в Минский областной суд с жалобой на неверное решение нашего местного суда, ну и, собственно, опять взыскание денег.
Деньги, деньги, деньги… Как же долго тянулась вся эта история! Год судов и заявлений закончился и начался новый. Казалось, конца просто не видно. Нервы были истрепаны у всех. Пришло письмо из Минского областного суда. Надо ехать…
Свекровь была ошарашена и потеряна: ее любимый адвокат обещала другой результат
На заседание свекровь приехала одна! Никто не приехал с ней. Ни хваленый на весь город адвокат, исправно выставляющий ей счета за работу, ни сын, из-за которого весь сыр-бор, ни муж.
Я приехала с отцом. Как назло из всех дел, прочитанных в суде, наше было последнее. И мы сидели с 8 утра до 14 часов, выслушивая разные судебные процессы. Чего только я там не наслушалась!
И вот 15.00. Пустой зал. Только мы втроем и судьи. Свекровь не может связать и пары слов. Адвоката рядом нет, поддержки — тоже.
Я встаю, собираю в себе последние силы и прошу не менять решение нашего местного суда. Суд удаляется.
И знаете что? Свекровь кричит, что внучка не ее и не надо было, извините меня, ноги расставлять. Я думала, мой отец разорвет ее на месте. А мне так за дочку было обидно, ведь она так похожа на свекровь и бывшего мужа.
Решение суда: оставить без изменений. Мы вышли. Радости не было. Мы изменились за это время. Стали другими. Этот жизненный урок навсегда оставил неизгладимый след в наших душах. Но мы стали мудрее, серьезнее и старше.
Свекровь была ошарашена и потеряна: ее любимый адвокат обещала другой результат. Она вышла на улицу и не знала, куда идти. А мне в ту секунду так стало ее жаль. Правда. Ведь свекровь была одна. Это так важно быть не одной в такие моменты. Так важно иметь поддержку близкого человека. Важнее любых денег. Она так и осталась стоять. Я еще долго оборачивалась, а она все стояла. Очень жаль, что жизнь ее так ничему не научила…