Город, любимый до слез. Как бобруйчане оказываются в виртуальной реальности по пути на работу

6635
Александр ЧУГУЕВ, фото автора
«Глядя на мир, нельзя не удивляться!» Некоторые действия городских служб заставляют вслед за Козьмой Прутковым удивляться и задумываться о том, что бобруйчане видят каждый день. Размышляет наш фотокорреспондент Александр Чугуев.

Совсем недавно остановки общественного транспорта в Бобруйске украсили «патриотические открытки» с видами местных достопримечательностей и признаниями в любви родному городу. Оставим в стороне эстетическую ценность нововведения. По мнению многих опрошенных, полупрозрачные ажурные павильоны смотрелись гораздо изящнее и действительно были предметом зависти приезжих.

Так или иначе, в действиях городских властей прослеживались логика и понятное желание «привить бобруйчанам любовь к городу, показать, что нужно ценить то, что сегодня уже есть в Бобруйске» – такое объяснение приводилось в нашем материале «Бобруйск – город для жизни?».

Все бы ничего, но вот дальнейшее никакой логике не поддается. То там, то сям прямо поверх сердечек с журавлями стали появляться… рекламные щиты доставки пиццы, аппаратного педикюра и прочей немудрящей прозы жизни. Они практически полностью закрыли первоначальную картинку на боковых стенках остановочных павильонов.

28.10.2019, Бобруйск.
28.10.2019, Бобруйск.

Выгода очень легко победила напечатанный на скорую руку патриотизм. А горожане остались в недоумении – если на этом месте заранее предполагалось разместить рекламу, зачем было впустую тратить бюджетные средства?

* * *

Обложка книги «Бобруйск», 1978. Мн. Изд. «Беларусь».
Обложка книги «Бобруйск», 1978. Мн. Изд. «Беларусь».

Этот вполне частный случай дает, кроме всего прочего, повод задуматься об обилии визуального шума на городских улицах. Давно прошли времена, когда Бобруйск украшали свечки каштанов да изящные линии фасадов. Даже железобетонный советский конструктивизм не устоял под ветром перемен. Погасли протуберанцы на площади перед Дворцом искусств. Взамен мусорный ветер принес дешевый пластик и такое же незатейливое понимание красоты.

А еще огромное количество билбордов – кричащих и безвкусных. Они призывают, агитируют, склоняют, навязывают, убеждают, манипулируют всеми своими квадратными метрами. В сумерках светодиодные экраны раздирают ночное небо в клочья. Сегодня житель Бобруйска не видит звезд. Стоит ему поднять глаза, сетчатку обжигает реклама золотых украшений, игровых клубов и ломбардов. От рекламы не скрыться даже слепому. В транспорте уши насилует беспардонная анимебель.

В этой какофонии смыслов и образов легко потеряться и совершенно невозможно разглядеть неяркую и неброскую красоту повседневности. Золото осенних аллей наглухо перекрыто полотнищем с нарисованными васильками. Городской ландшафт стремительно исчезает за отфотошопленными картинками с визуальными мантрами про «город для жизни». На смену шестисотлетнему Бобруйску приходит виртуальная реальность, напечатанная на принтере.