У оленей из Дойничева прошел «выпускной». Их выпустили в природу
3548
Александр ЧУГУЕВ, фото автора
Помните оленей из Дойничева, которых в декабре прошло года поместили на передержку в специальный вольер Бобруйского отделения общества охотников и рыболовов? 16 июля у них прошел «выпускной». Животных выпустили из вольера на волю, в дикую природу.
Правда, сами олени пока не поняли, насколько круто изменилась их жизнь. Егеря буднично сняли часть сетчатого ограждения, в то время, как копытные у кормушек лакомились сочной капустой. По всему было видно, что режим лесного «санатория» за полгода им пришелся по душе, и покидать насиженное и сытое место они пока не торопятся.
Как рассказал директор Бобруйской районной организационной структуры РГОО «Белорусское общество охотников и рыболовов» Сергей Добровольский, процесс расселения небыстрый. Самое главное — он должен происходить естественным путем. Гнать животных из вольера никто не собирался. Испуганные олени могут преодолевать большие расстояния и добежать до Осипович. Тогда весь труд насмарку.
Поэтому пока оленья жизнь идет своим чередом. Утром урчащий трактор привез последнее «официальное» угощение — кузов капустных кочанов. По привычке егеря Михаила Шаламкова вышли встречать его «любимцы» — самцы Яша и Лёня. За зимние и весенние месяцы они настолько привыкли к своему кормильцу, что едят у него едва ли не с рук.
Остальные самки и детеныши под предводительством сильного вожака держатся особняком и близко не подпускают. Территория вольера поделена на две части просекой и мелиоративной канавой, что позволяет оленям мигрировать. Даже издали пробег оленьего стада выглядит завораживающе. За время передержки появился приплод — шесть пятнистых оленят. И это служит лучшей оценкой условиям содержания.
Забота егерей о подопечных не прекратится и после того, как они покинут вольер. Централизованно корма привозить уже не будут, но в окрестностях Дойничева специально были высажены посевы рапса и других кормовых культур, чтобы олени постепенно переходили на привычный для них рацион питания.
Ну, а дальше — вольному воля. Благородные олени станут полноправными обитателями окрестных лесов, смешаются с дикими собратьями и восполнят численность рогатого поголовья. Когда-то олень в белорусских лесах вовсе не был диковинкой. Благодаря госпрограмме за 14 лет численность благородного оленя выросла более чем в два раза.
Ситуацию, когда охотники занимаются по сути животноводством, можно назвать ироничной, но сегодня это обычная практика. При этом, считать, что животных выращивают на убой, также было бы не правильно. Часть лицензий на отстрел, конечно, будет продана — «и лучше бы иностранцам», — замечает Сергей Добровольский. Тогда у организации появится больше средств, а они лишними не будут, ведь осенью опустевший вольер заполнят новые обитатели.
А егерь Михаил Шаламков признается, что в день своего 60-летия (так совпало!) ему немного грустно прощаться с питомцами. Благо, расставание будет долгим и постепенным. А вот интересно, если Яша и Лёня встретят Михаила Владимировича в лесу, узнают ли?