Не было бы счастья, да несчастье помогло
Странности стали происходить еще в мае, когда повсеместно зацвели одуванчики. До этого каждую весну коммунальщики объявляли ненавистным сорнякам священную войну. С визжащими мотокосами наперевес рабочие отправлялись на «битву» – лишь затем, чтобы изобразить «благоустройство» и позорно отступить до следующего сезона. Но не в этот раз.
Одуванчики удивились, запустили по ветру белые «парашютики» и спокойно уснули в тишине аллей… До следующего сезона.
Наступил июнь. На городских газонах воцарилась настоящая анархия: растения цвели и кустились безо всякого разрешения и согласования. Пырей и мятлик вымахали по колено и стали скрывать среднего размера собак. Со стороны выглядело презабавно, как хозяева выгуливают поводки в густой траве.
Люцерна хулигански полыхнула желтым и раскрасила лужайки в цвета бразильского флага. На запах нектара прилетели пчелы и шмели. Летний день наполнился полузабытым гулом деревенского луга. За насекомыми подтянулись птицы. По утрам в открытые форточки Даманского вместе с привычной матерщиной стали доноситься соловьиные трели.
Дальше – больше! На Ульяновской, в тени унылых человейников пышными кустами зацвел синяк. Вы когда-нибудь видели фиолетовый костер? Роскошное зрелище! Высокие свечки дерзко вздымаются из травы и напоминают языки холодного пламени. Не поленитесь, сходите к больнице БШК посмотрите. У японцев есть цветущая сакура, а у нас – синяк обыкновенный.
В итоге, банальная нехватка ресурсов ЖКХ неожиданно обернулась благом. Всего за год систематически выстригаемые «под ноль» городские газоны вернулись к своему первобытному состоянию – природным луговинам, как это было испокон века. Оказалось, что пестрый ситец лугов очень даже к лицу Бобруйску, а надобности превращать его в суровую солдатскую шинель нет ровно никакой.
Что показательно – никто не умер от аллергии, и никого до смерти не загрызли клещи в высокой траве. Маниакальное стремление превратить город в одно большое футбольное поле проистекает только из экологической безграмотности. В европейских столицах давно реабилитировали луговые газоны, сохраняют биоразнообразие видов, а знаменитая английская лужайка даже в Англии считается анахронизмом.
Ой, а кто тут у нас?
Очень редко в городской суете мы смотрим себе под ноги. А ведь там можно обнаружить целый мир. Если спросить среднестатистического горожанина, что такое трава, он недоуменно пожмет плечами. Что за вопрос? Трава – это трава. Она зеленая, и ее нужно стричь. Следующий закономерный вопрос «зачем?» непременно ставит собеседника в тупик.
Если спросить среднестатистического горожанина, что такое трава, он недоуменно пожмет плечами. Что за вопрос? Трава – это трава.
На самом деле травостой состоит из множества растений, которые относятся к разным семействам. Здесь и злаки, и бобовые, и астровые, и подорожниковые… Травы бывают однолетними, двулетними и многолетними. Оказывается, у травы есть листья, цветы и семена! А еще большая часть зеленых обитателей газона относится к… сорнякам.
Самый распространенный представитель дворовых лужаек – пырей ползучий. Вот уж сорняк из сорняков! Даже одно из его латинских наименований Agropyron repens означает «огонь полей», что образно описывает способность растения быстро захватывать всю доступную территорию и вытеснять другие виды. А все благодаря тому, что пырей умеет размножаться как семенами, так и корневищами.
Выглядит пырей скромно, но изящно: высокие колоски с тонкими жесткими листьями в массе образуют зеленый ковер. Особенно красиво выглядит газон, когда стебли пырея раскачивает ветер.
Целебные свойства ползучего пырея сомнительны, хоть Авиценна, в «Каноне врачебной науки» упоминает растение как средство для заживления ран. А вот собаки и кошки охотно поедают молодую и сочную зелень пырея. Кроме того, это растение является ценным кормом для травоядных.
Вместе с пыреем основную массу газонного травостоя составляет мятлик луговой. Как и пырей, мятлик является злаком, далеким родственником всем известных ржи и пшеницы. Но в отличие от сородичей он образует не колоски, а метелки.
Мятлик – многолетнее растение. Чтобы стать взрослым, он должен расти примерно два года. Растение неприхотливо к составу почв и климату – выдерживает и засухи, и заморозки. Корни мятлика образуют плотное переплетение и этим хорошо укрепляют дернину, защищая ее от эрозии и выветривания. В городских условиях это особенно важно, ведь в верхнем слое почвы живут жуки, личинки, дождевые черви и другие беспозвоночные.
В Северной Америке мятлик вместе с тимофеевкой широко выращивают на пастбищах. Его английское название bluegrass (букв. «синяя трава») даже стало неофициальным названием штата Кентукки (Bluegrass State).
От злаков перейдем к бобовым. Люцерна желтая, или, как еще ее называют, серповидная на газоне заметна сразу – желтые соцветия образуют шарообразные «гроздья». Выглядит лужайка в период цветения люцерны очень нарядно.
Вокруг цветков непременно вьются пчелы. Люцерна – хороший медонос, а люцерновый мед высоко ценится не только за свои вкусовые качества, но и за целебные свойства. Этот натуральный продукт способен помочь в лечении простудных заболеваний и повысить устойчивость организма к различным вирусам.
Еще один прекрасный медонос растет по соседству и относится к семейству бурачниковых. Синяк обыкновенный – так его прозывают – вопреки своему наименованию, первый «парень на деревне»: высокий, статный, гордый. Растет на неудобицах, открытых пространствах и даже на голых камнях.
Украшенные синими, фиолетовыми, сиреневыми соцветиями стебли тянутся вверх на метровую высоту. Синяк – тот еще хитрец! До опыления его цветки имеют розовый оттенок, а когда пчелы сделают свое дело, соцветия становятся синими. Отсюда и название.
Внешне привлекательный, синяк, тем не менее, ядовит. Все части растения содержат циноглоссин – яд, подобный яду кураре. Поэтому травоядные животные обходят синяк стороной. Но есть от него и выгода для газона: токсичные алкалоиды растения протравливают почву от патогенных возбудителей и почвенных паразитов.
Очень часто синяк обыкновенный соседствует на лугу с другим прекрасным медоносом – донником белым. Это растение выглядит гораздо скромнее, но именно донниковый мед считается одним из самых лучших продуктов пчеловодства во многих странах мира (а в США он является эталонным).
Донник относится к семейству бобовых и подсемейству мотыльковых. В составе растения содержится вещество кумарин. Его производное дикумарол используется в медицине в качестве препарата против свертывания крови.
К тому же подсемейству мотыльковых принадлежит целый род клеверов, включающий более двухсот видов. Из них горожанам хорошо известны клевер средний и клевер ползучий. Различить их несложно. Первый имеет крупные розовые соцветия в виде шара, а второй – более мелкие белые. Отличаются они и способом распространения. Ползучий клевер имеет ветвистый стелющийся по земле стебель, способный укореняться в узелках.
Розовые соцветия клевера изображены на государственном гербе Республики Беларусь.
Все виды клевера – выдающиеся медоносы. Но из-за особого строения цветка единственными насекомыми, которые могут опылять клевер являются шмели и пчелы. Также корневые клубни клевера в симбиозе с особыми бактериями способны накапливать азот из почвенного воздуха. Благодаря этим свойствам клевер часто используется как зеленое удобрение (сидерат).
По мнению ботаников, эта бобовая культура считается едва ли не самым распространенным травянистым растением на планете. Клевер растет по всей Европе, на Дальнем Востоке и на Камчатке, на севере Африки и в среднеазиатских странах. Розовые соцветия клевера изображены на государственном гербе Республики Беларусь.
Представитель другого семейства – Подорожниковых буквально растет у нас под ногами, на обочине дорог. Чаще всего в городе встречаются два его вида: подорожник большой (Plantago major) и подорожник ланцетный (Plantago lanceolata). Это многолетнее растение многим известно с детства как надежное средство первой помощи при ушибах и ссадинах.
И действительно подорожник для лечения используют как внутренне, так и наружно. Внутрь применяют настой при заболеваниях верхних дыхательных путей и легких. Наружно – как ранозаживляющее средство, накладывая распаренные или свежевымытые листья на поврежденную поверхность. «Приложить подорожник» – стало, по сути, образным описанием всей народной медицины. Примечательно, что эффективность подорожника для наружного антисептического и противовоспалительного действия доказана клинически.
«Приложить подорожник» – стало, по сути, образным описанием всей народной медицины.
А вот еще один «enfant terrible» городских газонов – репей. Он же репейник и лопух большой. Репутация, у него прямо скажем, так себе. Да еще и ботаники отнесли его к так называемым ридеральным (т. е. мусорным) растениям. И совершенно незаслуженно. Ведь этот представитель семейства астровых – одновременно и еда, и лекарство, и косметическое средство.
Листья лопуха можно добавлять в салаты резать в суп или зелёный борщ, заворачивать в них фарш, на манер голубцов. Корни репейника обладают нежным, сладковатым вкусом, а также мягким землистым привкусом, весьма ценимым, в частности, в японской кухне.
Часто лопух применяется для лечения суставов. Благодаря эфирному маслу, дубильным компонентам, аскорбиновой и другим полезным кислотам листья лопуха обладают обезболивающими свойствами. Репейное масло используется для укрепления и роста волос и как основа питательных масок для лица.
А знаете ли вы, что колючки репейника вдохновили швейцарского инженера Жоржа де Местраля на изобретение застежки-липучки? После очередной прогулки с собакой он взял микроскоп и решил рассмотреть, каким способом назойливое растение держится на шерсти питомца. При сильном увеличении обнаружились миниатюрные крючочки, которые Местраль позже скопировал.
Внимание к природе всегда оказывается вознаграждено
И вот теперь, уважаемые читатели, всякий раз, когда на ваших глазах очередной «терминатор» с триммером будет наводить «красоту» на газоне, оставляя за собой безжизненную пустыню, вы будете знать, что он уничтожает не безликую абстрактную траву, а ваших новых знакомых, у каждого из которых свое имя, свой характер и своя важная роль в природе. А все вместе они – наша среда обитания. Ну, а что делать с этим, решайте сами.
P.S. Автор благодарит студентку I курса кафедры ландшафтного проектирования и садово-паркового строительства лесохозяйственного факультета БГТУ Анастасию Кеплину за помощь в подготовке материала.