Пьеса витеблянки Ольги Прусак о странноватой и наивной женщине Кате всего несколько месяцев назад читалась здесь же, в Бобруйске, в рамках театральной лаборатории на Республиканском фестивале белорусской драматургии. Уже тогда образ «героини нашего времени», созданный по наитию актрисой Аллой Граховой, получился настолько выпуклым и органичным, что критики в один голос рекомендовали пьесу к постановке.
Директор театра Вероника Винель решила не откладывать дело в долгий ящик и сделала режиссеру Евгении Давидович предложение, от которого та не смогла отказаться. К слову, для Евгении, студентки Белорусской государственной академии искусств, эта постановка является дипломной работой. Постановочный процесс занял два месяца.
Спектакль камерный, в нем заняты трое актеров. По сюжету телевизионная группа приезжает в белорусскую деревню, чтобы снять «документальное кино» о «жизни замечательных людей». Героиней их сюжета становится женщина средних лет Катя. Она явно выделяется из серой массы своей яркой внешностью: нарочито пёстрым гардеробом, безвкусным крикливым макияжем, но, главное, особым восторженным отношением к жизни.
Катя мечтает прыгнуть с парашютом, бегает на танцы в близлежащий санаторий, без зазрения совести кадрит мужчин, пишет глупые выспренние стихи в тетрадку с сердечками и лебедями, фотографирует все подряд на камеру мобильника и поначалу предстает перед журналистами (и зрителями) этакой деревенской дурочкой.
Исподволь героиня Аллы Граховой заполняет собой всё сценическое пространство и зрительный зал. Этому способствует режиссерский прием визуализации: на белый задник транслируется «картинка» с камеры оператора и дисплея смартфона. Вынужденный «подглядывать» за чужой жизнью зритель периодически хихикает, пожимает плечами, крутит пальцем у виска, и уже окончательно пойманный в капкан немудрящего Катиного обаяния, вдруг возмущенно спохватывается: «Да что вы мне эту дуру показываете! Что в ней особенного?»
Да не тут-то было! Катя-Грахова держит цепко. Одной лишь фразой с неподражаемым Доронинским придыханием «Ведь я же Женщина!» она объясняет свою жизненную философию. Мол, жить нужно здесь и сейчас. Петь, пока поется, любить, пока любится. И вообще, «Берите сахар ещё, кладите! Как вы без сахара пьёте, не понимаю! Всё должно быть сладким, я так считаю: и еда, и питьё, чтоб сладкая жизнь была! Я бы только сладкое покупала, и вещи, косметику… Да, у меня такая жизнь… Я ведь Женщина!» Однако, внезапно гротеск сменяется трагедией.
Драматург Ольга Прусак, отвечая на вопрос, насколько исполнительница главной роли соответствует авторскому прототипу, заметила, что изначально у нее перед глазами была совершенно другая женщина. Однако Алле Граховой удалось создать свой собственный, яркий и самобытный характер. По сути, весь спектакль состоялся благодаря ее харизме и актерскому таланту.
Вместе с Аллой Игнатьевной в постановке заняты Виталина Лебедева, Мария Дорогобед, Дмитрий Тужаков.
Ближайший показ премьерного спектакля «Дежа вю» пройдет в воскресенье, 23 февраля, в 18.00. Не пропустите!