Все фестивальные спектакли (а их было 14!) прошли при полных залах, а постановки на малой сцене («Лондон», «Моня») собрали такое количество зрителей, что оказались заняты не только приставные стулья, но и ступени прохода! Теперь, если кто-то вам скажет, что театр бобруйчане не любят и не понимают, бросьте в него бутафорским камнем.
Выступая на церемонии закрытия фестиваля председатель конкурсного жюри доктор искусствоведения Вероника Ермолинская, назвала бобруйский театральный форум уникальным, не имеющим аналогов, поскольку он представляет исключительно пьесы белорусских драматургов. Казалось бы, такое ограничение должно сузить географию участников. Но получилось ровно наоборот. В нынешнем фестивале на бобруйской сцене, кроме соотечественников, играли труппы из Украины, России и Грузии. И это вовсе не парадокс. Современная белорусская драматургия чрезвычайно востребована не только на постсоветском пространстве, но и в европейских театрах.
Пьесы
В отличие от предыдущих фестивалей, где расчет был на проверенную временем классику, нынешний сделал акцент на произведениях современных авторов. И в этом еще одна его особенность. Зрители увидели постановки по пьесам Дмитрия Богославского, Константина Стешика, Алены Иванюшенко, Максима Досько, Павла Пряжко, Юлии Чернявской и других. Это новая белорусская драматургия, которая сегодня формирует театральную «повестку дня». Эти имена чаще других звучат в устах маститых критиков. На эти пьесы выстраиваются очереди в столичные театры. По сути вся актуальная белорусская драма ненадолго переселилась в город на Березине.
Спектакли
Скромно и без пафоса по мягким коврам бобруйского театра ступали настоящие звезды. Например, обласканный прессой украинский режиссер Стас Жирков. В Бобруйск он привез сразу две свои постановки: спектакль «Папа, ты меня любил?» по пьесе Дмитрия Богославского, а также «веселую и грустную историю» с полесским колоритом «Гэтамы» по бестселлеру Андрея Горвата «Радзiва Прудок».
Первый спектакль в постановке Киевского академического театра «Золотые ворота» в итоге победил в номинации «Лучший спектакль», а пьеса «Тихий шепот уходящих шагов» драматурга Дмитрия Богославского, по которой он поставлен, выиграла в номинации «Лучшая пьеса».
Искрометная постановка независимого театрального проекта «Гэтамы» совершенно незаслуженно осталась без награды, но зато сорвала шквал зрительских оваций. А некоторые зрители даже то ли в шутку, то ли всерьез решили составить петицию, чтобы спектаклю и режиссеру дали отдельный приз.
Труппа Республиканского театра белорусской драматургии в Бобруйске горячо любима еще с «Карьеры доктора Рауса» и «Синдрома Медеи» на прошлом конкурсе. К большой радости поклонников в этом году на фестивальные подмостки столичные артисты также выходили дважды: с драмой «Гэта ўсё яна» по пьесе Андрея Иванова и жизненной «сагой» в двух эпохах «Сiрожа», написанной Юлией Чернявской.
Обе постановки получились разительно непохожими. И если трагедия о поколенческом конфликте и слепой материнской любви, срежессированная Моникой Добровлянской, заставила часть зала зевать, то эпическое полотно о взрослении, дружбе и предательстве идеально «легло» на зрительское «постсоветское бессознательное». Тут вам и Брежнев, и Высоцкий, и безбашенная студенческая молодость, общажный быт и первая любовь… Которая, как ни крути, прорастает в сердце на всю жизнь. Итог — сразу две номинации. «Лучшая режиссура» — Александру Гарцуеву и «Лучшая женская роль» — Анне Семеняко за роль Дины.
Читки
Впрочем, театральный фестиваль — это не только спектакли. Это еще театральная лаборатория, где уже в третий раз под руководством кураторов Центра белорусской драматургии и Центра экспериментальной режиссуры молодые режиссеры проводилим читки пьес. По сути это черновики спектаклей, которые актеры отыгрывали «с листа». Только вообразите — нет декораций, нет музыкального и светового оформления. Есть лишь актерская импровизация да ничем не ограниченная зрительская фантазия. В таком сочетании театральная «магия» работает на полную силу. Из слов и интонаций рождаются яркие образы, выпуклые характеры, удивительные истории.
Так произошло, в частности, с читкой пьесы Ольги Прусак «Déjà vu». Актрисе Алле Граховой каким-то удивительным образом за короткий срок удалось создать неподражаемый образ Кати — деревенской женщины средних лет с особой жизненной философией. Критики поддались обаянию героини Граховой и единодушно рекомендовали молодому режиссеру Евгении Давиденко всерьез задуматься о постановке на большой сцене.
Куратор творческого проекта Татьяна Троянович с удовлетворением отметила, что после каждой «лабораторной работы» как минимум один спектакль остается в репертуаре хозяев фестивальной площадки. Так спектакль по пьесе Максима Досько «Лондон» впервые увидел свет именно в Бобруйске в 2015 году. За четыре года пьеса обошла сцены многих городов. А теперь снова вернулась на фестиваль — уже в постановке Пермского театра юного зрителя… И была воспринята неоднозначно.
Критики
В трактовке российской труппы «монолог сантехника Гены» получился более гротескным, но и более карикатурным, чем вызвал острые замечания критиков. Их претензии касались неаккуратного обращения с драматическим текстом, а также стереотипного изображения белорусского характера. Впрочем, директор Пермского ТЮЗа Артем Агеев парировал — по его мнению, речь в спектакле идет вовсе не о национальных чертах, и главный герой вполне может быть пермяком.
Такую же бурную дискуссию вызвала постановка Калужского ТЮЗа «Не покидай меня» по пьесе Алексея Дударева. Спектакль упрекали в плакатности изображения войны, ходульности персонажей и многочисленных штампах. Директор Калужского театра Валерия Визгова с присущей ей эмоциональностью постаралась отстоять свою точку зрения, но ее выступление продемонстрировало глубинное расхождение в понимании героизма и национальной идеи белорусами и россиянами. И это весьма примечательно. Белорусская и российская интеллигенция мировоззренчески ориентированы к разным полюсам.
Следует отметить, что ежеутренние обсуждения спектаклей по накалу страстей зачастую не уступали самому предмету дискуссии. И эти интеллектуальные «битвы» также стали одной из ярких граней фестивальной жизни.
Лекции
Совершенно естественно, форум драматургии не может обойтись без теоретического исследования своего предмета. Каковы особенности и проблематика современных пьес? Какой образный язык используют авторы? Что такое «новая драма»? Может ли существовать театр вне сцены? Может ли зритель из пассивного созерцателя превратиться в участника представления? Ответить на эти и другие вопросы были призваны открытые лекции театроведов Анастасии Василевич и Ксении Дубовской, которые прошли в креативном пространстве тайм-кафе.
Там же кандидат искусствоведения Алексей Стрельников провел мастер-класс по театральной рецензии для студентов журфака Белгосуниверситета и Белорусской академии искусств. Примерить на себя роль критика (да еще и с практической работой!) также смогли юные любители театра из объединения по интересам «Эврика» Центра дополнительного образования детей и подростков города Бобруйска.
Открытия
Современный театр меняется. Многообразие его изобразительных форм, уход от традиционного повествования в сторону перфоманса, ставка на чувственное восприятие, вовлечение зрителя в пространство спектакля, — были проиллюстрированы на фестивале двумя постановками.
Грузинский государственный профессиональный драматический театр города Гори имени Георгия Эристави привез в Бобруйск спектакль «Ты найдешь Алису под старым снегом» по пьесе Алены Иванюшенко. Тема — вполне традиционная для «постдрамы»: проблема самоидентификации, поиски себя, натужная рефлексия, раздвоенность личности.
Главная героиня живет в старом доме, где никак не закончится бесконечный ремонт. Архетипический образ «зазеркального» дома и реален, и метафоричен одновременно. Все ее попытки выйти наружу обречены на неудачу из-за страха принять решение, неумения отвечать за собственную жизнь. В постановке режиссер Давид Чхартишвили широко использовал элементы пластического театра, когда одним из выразительных средств становится само тело актера, движение, танец.
Вторую постановку можно отнести к жанру медиа-театра. В спектакле проекта «Театр Post» по пьесе Павла Пряжко «Два перстня» и вовсе нет никакого явного сюжета. Вместо него — особым образом подобранный трек-лист из шлягеров советских вокально-инструментальных ансамблей 70-х годов. Все это, по мнению автора, складывается в законченное повествование, но не проговариваемое вслух. При этом в спектакле заняты актеры. Но вместо ролей у них функции: девушка ставит цветок в вазу, мужчина наливает спиртное в стакан, кто-то включает и выключает торшер. На стену проецируется изображение расплывающихся акварельных пятен. Спектакль длится один час десять минут.
Итоги
- Лучший спектакль — «Папа, ты меня любил?» (Киевский академический театр «Золотые ворота»)
- Лучшая пьеса — «Тихий шорох уходящих шагов» (Дмитрий Богославский)
- Лучшая режиссура — «Сiрожа» (Александр Гарцуев, Республиканский театр белорусской драматургии)
- Лучшая мужская роль — Дмитрий Попченко (Стас в спектакле «Летели качели» Гомельского городского молодежного театра)
- Лучшая женская роль — Анна Семеняко (Дина в спектакле «Сiрожа» Республиканского театра белорусской драматургии)
- Лучшая мужская роль второго плана — Александр Ярема («Папа, ты меня любил?»)
- Лучшая женская роль второго плана — Лиза Астрахова («Летели качели» Гомельского городского молодежного театра)
- Лучшая сценография — Валентина Правдина («Сиртаки» Могилевского областного театра драмы и комедии имени Дунина-Марцинкевича)
В заключение хочется искренне поблагодарить весь коллектив Могилевского областного театра драмы и комедии им. В.Дунина-Марцинкевича за организацию Республиканского фестиваля национальной драматургии. Для всех служб — от директора до билетера — эта неделя стала настоящей стахановской вахтой. Теперь можно ненадолго отдохнуть. А мы будем ждать новые спектакли и новый фестиваль.
Любите театр!