Режиссер Татьяна Дорогобед: «В театре все по-честному»

3803

Татьяна Дорогобед, режиссер и актриса областного театра драмы и комедии им. Дунина-Марцинкевича.Татьяна Дорогобед, режиссер и актриса областного театра драмы и комедии им. Дунина-Марцинкевича.

Танечке 3 годика.Танечке 3 годика.

Татьяна с любимым мужем актером Игорем Бураком.
.Татьяна с любимым мужем актером Игорем Бураком. .

Цитата: «Мне нравится молодежная музыка!»

Родилась: 15 декабря 1966 года в Омске. В 5 лет вместе с семьей переехала в Бобруйск.

Училась: в СШ № 26, которую окончила в 1984 г. После двух неудачных попыток поступления в институт народного хозяйства, в 1986 г. поступила в институт культуры. Окончила вуз по специальности «Режиссура театрализованных представлений» в 1991 г.

Работала: после окончания вуза — в Минске и Москве, с 1993 года — в отделе культуры Бобруйского райисполкома, с 1994 г. и по сей день — в областном театре драмы и комедии им. Дунина-Марцинкевича, в 2005-07 гг. — главный режиссер театра.

Семейное положение: дочери Марии — 18 лет, выпускница технологического колледжа; муж — актер Игорь Бурак.

 

«Талантливые люди должны работать в театре!»

Татьяна Васильевна, как вы пришли в театр?

— Меня пригласил главный режиссер на то время — Георгий Нестер. Мы часто вели различные концерты и культурные мероприятия, он нас видел и как-то подошел и сказал: «Талантливые люди должны работать в театре!..» Тогда молодежи было всего 3-4 человека, и мы пахали по полной программе, просто не вылазили из-за кулис… Вот так театр и состоялся в моей жизни! Хотя не ждала и не гадала заниматься театром. К театру в юности относилась абсолютно спокойно. Самодеятельностью занималась, что называется, с детского сада: пела, читала, играла, что-то изображала… Мне нравились кино, эстрада!..

Да и образование у вас не узко театральное?..

— Училась на курсе у Натальи Мицкевич и Гельмира Аладова. Это были очень разноплановые и хорошие педагоги. Курс у нас был экспериментальный, и на нас экспериментировали, как хотели. Осваивали режиссуру драматического театра, кукольного, пластики, театра звука и пр. Об этом теперь не жалею нисколько, потому что считаю, что у меня довольно большой диапазон знаний и интересов… Поначалу я себя в драматическом театре не видела, скорее — в режиссуре эстрады, так как всегда имела дело с музыкой, с хореографией. Но жизнь распорядилась иначе… Казалось бы, все эти площадные театры, ростовые куклы мне теперь не надо, но как-то все время приходится с этим иметь дело.

В бобруйском театре вы начали, как актриса?

— Да, и довольно длительное время. Концерты я ставила по просьбе администрации, потому что они меня знали еще по райисполкому. А организаторские способности у меня были еще с детства: мне всегда больше всех надо было, за что всегда и получала по голове!.. Впервые осуществить театральную постановку мне предложила тогдашний директор театра Вера Ильичева. Я взялась за выездную сказку, которая называлась «Сказка о потерянной совести». Эксперимент оказался удачным, и мне предложили базовую сказку «Новогодние приключения Маши и Вити». После того, как и этот спектакль оказался удачным, я рискнула взяться за постановку вечернего спектакля «Вторые руки» по Олди. Жанр «фэнтэзи», философские конструкции мне всегда нравились, особенно по молодости.

«Серебряные крылья»

Сейчас вы вновь обратились к жанру сказки, но уже — для взрослых…

— Это своего рода манок из детства, из юности. Сказка Валерия Алексеева «Серебряные крылья» — это красиво, позитивно, музыкально, это опять романтика. Я соскучилась по такой фактуре, и мне захотелось… Но мы хотим от этой сказочности, наоборот, уйти. Хотим все сыграть по-серьезному. Сюжет сказочный, но он простой, романтичный, с обилием стихов, но обернутых в привлекательную музыкальную обвертку. Мы добавим пластики, соответствующее художественное оформление, так что, надеюсь, будет удобоваримо!.. Пьесы там фактически не было, было либретто, история, которой я придала форму. Естественно, она движется на каркасе хорошей музыки. Мне нравится молодежная музыка! А эту я проверяла на своем ребенке: фонограммы — в уши, сценарий — в руки, читай и слушай! На нее впечатление производит, я надеюсь, и на зрителей, которые придут на спектакль — тоже. Конечно, самое ценное, что там может быть — это атмосфера. Если мы с первых мгновений сможем нашу молодежь в эту атмосферу погрузить, то все срастется!

Вы все же рассчитываете, главным образом, на молодежную аудиторию?

— Да, уже временем проверено, что песни групп «Sky net» и «Поле-8», которые были использованы в прежних постановках нашего театра, находят резонанс, в первую очередь, у молодежи! Конечно, здесь петь будет не «Земля Королевы Мод», но музыкальный материал будет их. Безусловно, я буду рада, если и взрослое население проникнется этим материалом

Как вы определили жанр спектакля?

— Рабочее название — спектакль-концерт. Но мы здесь сделали хитрый ход, назвав это действо «Баллада о серебряных крыльях». Само слово «баллада» уже включает в себя определенный романтизм, и музыку, и танцы… О чем спектакль? Приведу здесь слова Альберта Эйнштейна, которые мне очень нравятся: «Жизнь можно прожить двумя способами — как будто чудес нет и как будто вокруг одни чудеса». Мы — за второй способ, и пытаемся его во всем проповедовать!

Кто работает над этим спектаклем-концертом?

— Понятно, что Валера Алексеев и группа «Земля Королевы Мод» уже немало поработали над ним. Кроме того, Валера предлагает свои услуги промоутера, импресарио этого проекта, когда он уже будет сделан. Художник-постановщик — Наталья Фатеева, наш звукорежиссер Александр Петруша занимается аранжировками, созданием звукового ряда. Со временем к работе подключится брянский балетмейстер Анна Авдеенко, с которой мы уже поставили много сказок. Теперь вот, попробуем сделать серьезный вечерний проект… В спектакле будет занята практически вся молодежная часть труппы, поскольку главный «герой» пьесы — это массовка. Персонажи лишь ведут сюжетную линию…

Помнится у вас уже был опыт сотрудничества с группой «Zемля Королевы Мод». Я имею в виду съемки в видеоклипе «Весна-Невеста» на телеканале «Лад»…

— Да, это также благодаря усилиям Алексеева! И концерт свой они здесь организовывали, я им тоже помогала… Он, конечно, очень деятельный и светлый человек, у него энергии не меряно! Его даже сдерживать надо немного (смеется).

«В театре все по-честному»

Какие сыгранные роли в театре являются для вас любимыми?

— Практически, все любимые, потому что я — трудоголик! Очень любила работать в тот период, когда главным режиссером у нас был Сергей Полещенков. Очень веселый человек, моего плана, мне очень нравилось у него работать. У него я играла в «Щелкунчике» — Мари Штальбаум, Марыську — в «Пинской шляхте»… Понравилась работа у режиссера-дебютанта Ивана Потапова в спектакле «Дом Бернарды Альбы». Там мне пришлось сыграть трагическую героиню Адэлу. Из последних работ мне нравится материал в спектакле «Любишь — не любишь» — роль Василисы. Был еще целый ряд эпизодических ролей, которые мне запомнились. Каждый режиссер и каждый спектакль приносят что-то свое…

Однако многим зрителям вы наверняка запомнились по спектаклю «Бес в ребро»…

— О, да! Это веха, веха в жизни!.. У нас были сложные отношения с самим режиссером — Николаем Манохиным, во время работы над спектаклем я испытывала столько внутренних сопротивлений, а зрителю понравилось! Я тогда была молодая и могла многого не понимать, но зрителю со стороны виднее. Мы очень долго прокатывали этот спектакль, и даже была попытка снять фильм по этой пьесе. И полфильма мы сняли с режиссером, но он умер (царствие ему небесное!), и как-то не срослось.

Это была ваша единственная попытка сняться в кино, или были еще пробы?

— Студенткой я снималась много, так мы подрабатывали… Но честно скажу, мне это не понравилось. Может быть, я не попадала в действительно творческую атмосферу, или мне не доставались главные роли, но от кино у меня осталось ощущение обмана. Это великий обман! И они филигранно обманывают — это монтаж, это «335 дублей», из которых потом выбирают лучшие… В театре мне дорога эта сиюминутность! В театре все по-честному, а в кино — совсем другое. Но о вкусах не спорят, к тому же кино остается для меня, как возможность заработать денег.

А как вы стали главным режиссером театра?

— Это было фактически в момент ухода из театра его тогдашнего директора — Веры Ильичевой. Уходя, она меня, можно сказать, «втолкнула» в это дело! Уже потом, анализируя, я поняла, что в тот момент иначе было просто нельзя, потому что театр оставался вообще без режиссера, без руководства. Я не руководитель, нет у меня способностей, чтобы руководить предприятием. Я — человек творческий, и мой взгляд в этом направлении никогда не смотрел. Может быть, позже мои амбиции и подскочат до этого уровня?.. Было очень сложно в тот момент, здоровье стало подкачивать. Ильичева ушла, а я осталась одна без поддержки. Меня все в коллективе знали, как актрису, а теперь я — вдруг руководитель этого коллектива!.. Однако проверились какие-то качества. Очень сильно повзрослела за эти сезоны, прочно встала на ноги. За эти годы стала адекватным человеком…

Для меня, например, большей неожиданностью стал внезапный уход с этой должности, а не ваше назначение на нее…

— Сразу же, как я только вступила в эту должность, я сказала: «Как только придет какой-нибудь молодой перспективный руководитель, я уйду!» Но я должна вам сказать, что я ушла по личным мотивам, а не потому, что у меня были какие-то неурядицы в театре. Мне пришлось выбирать между семьей и этой работой и, естественно, я выбрала семью!.. Даже, если и завтра мне придется делать такой выбор, я выберу семью.

Как вы оцениваете сегодняшнее состояние бобруйского театра в творческом плане?

— Проблем много, но я не из тех людей, которые выносят это на обозрение. Это семейное (смеется)… В театре что-то происходит, а это главное! Что-то кипит, что-то делается, люди хотят чего-то. Хуже, когда не происходит ничего. Куда это нас ведет, в каком направлении, предсказать не могу. Я не пророк. Дай Бог, чтобы в хорошем!

«Тот случай, когда хобби и работа совпали»

Где вы так хорошо научились петь, или это от природы?

— Природа дала, но у меня были хорошие педагоги — учитель музыки Яков Борисович Файндтшмидт. Он меня нашел, вытащил на конкурсы, телеконкурсы… Я «звезда» была — ни одно родительское собрание без пения Дорогобед не обходилось (смеется). Потом был такой Рафаил Гольдман, который взял меня в вокально-инструментальный ансамбль «Аэлита». Была еще Оксана Баева… Спасибо могу сказать им всем, потому что они заставили меня петь по-серьезному. Хотя я себя певицей не считаю, у меня драматический голос, слабое дыхание и другие нюансы, которые я знаю. Голос — это инструмент, а мой иногда дает сбой.

Кем вы видите себя, в первую очередь: актрисой или режиссером? Какова пропорция?

— Мне кажется, ровно пополам. И еще, я не отделяю одно от другого. Говорят, что человек — это не профессия, и я большое значение придаю человеческим качествам. Когда передо мной человек плохой, но талантливый актер или режиссер, то он очень проигрывает!.. Могу сказать, что как режиссер, я заматерела, в хорошем смысле этого слова. В том смысле, что есть вещи, в которых я уже уверена, хотя в отношении остального продолжаю сомневаться.

Чем вызвано ваше многолетнее сотрудничество с еврейской общиной? Что вам это дает?

— Ну, так судьба сложилась... Майю Козакевич я знаю очень давно! Она очень добрый и деятельный человек. Я вообще люблю добрых людей!.. Еврейский народ я всегда знала и любила. К тому же, они меня воспитали (посмотрите, кто были мои педагоги по музыке). Одно приобщение к творчеству Рабкина сколько мне дало, не говоря уже о Тулине, Шагале, Севеле!.. Если бы я этим не занималась, то, возможно, я бы с этим никогда не столкнулась, может быть, и не знала бы, что такие есть. Да, и в плане творческой реализации, тем более, для Бобруйска — это такая благодатная тема! Больших денег мне это не дает, а скорее — возможность расширить свой диапазон и столкнуться с новыми людьми.

Ваша дочь Маша с детских лет в театре, на репетициях, на выездах… Ни у вас, ни у нее не возникало желания как-то приобщить ее к театру?

— И во многих спектаклях была занята... У нее было желание, но, зная всю театральную кухню, я сказала: «Маша, хватит одного клоуна!» Так называет артистов мой папа, но он не знает, кто такой клоун, какой это страшный, тяжелый труд! Так что «Вестсайдская история» — это был ее последний спектакль. Впрочем, она у меня очень правильный человек, не мирится с какими-то вещами, а труппа у нас очень сложная, и в какой-то момент ее просто отвернуло от всего этого… Сейчас ей нравится моделирование одежды, дизайн, и поступать она собирается по этому профилю.

Вы — творчески разносторонний человек, но все же рискну спросить, есть ли у вас хобби?

— У меня тот случай (уж, не знаю, счастливый или нет), когда хобби и работа совпали. Наверное, все таки — счастливый! Слава Богу, что Господь так распорядился… В театре я реализую все свои увлечения: музыкой, пением, пластикой, поэзией, драматургией, изучением людей... Руками я умею делать многое, но это не увлечения, а необходимость.

Александр БОГДАНОВИЧ. Фото Дмитрия МЯКИНА и из архива гостя.

Наша анкета

Кто вы по знаку Зодиака? – Стрелец. Лошадь.

Ваш любимый цвет? – Красный.

Ваше любимое блюдо? – Мороженое. В любом виде, с различными наполнителями. А вообще, я — сладкоежка.

Что любите выпить? – Мартини. Можно также — московский коньячок или водочку…

Ваше любимое животное? – Собака. У меня дома есть Нюша. Это венгерская выжла, разновидность легавых.

Какую музыку любите слушать? – Любую хорошую музыку: классическую, рок, хорошую «попсу», джаз, ассоциативную...

Фильмы, которые вам запомнились? – Было много хорошего, но потряс «Аватар». Сериалы вообще не люблю, но почему-то нравится смотреть «Интерны». Наверное, из-за Охлобыстина и хорошего сценария…

Что любите читать? – Из последнего понравились наши бобруйчане — «Бобруйские жизнелюбы» Бориса Тулина и «Вниз по Шоссейной» Абрама Рабкина.

Верите ли в жизнь после смерти? – Верю. Я — православная христианка. Если не верить, то надо каждую секунду проживать по максимуму, но Господь дал нам возможность отдыхать, созерцать, наслаждаться…

Где бы вы хотели побывать? – В Париже, в Греции и в Японии. Совершенно три разных места, которые меня притягивают.