Настоятельница женского монастыря Святых Жен-Мироносиц матушка Раиса и иеромонах отец Сергий.
Нет места лучше для тихих неспешных прогулок, чем наша крепость. Шагаешь по узким улочкам, разглядываешь руины — а город с его шумом-гамом где-то там, далеко... Хотя, со временем он и сюда доберется — но это когда еще будет! Впрочем, один уголок бобруйской крепости всегда останется местом уединения и тишины — это раскинувшийся на берегу реки женский монастырь Святых Жен-Мироносиц, огражденный от мира высокой монастырской стеной.
Стена-то высокая, но ворота всегда распахнуты. В одну из своих прогулок я заглянул сюда, чтобы проведать настоятельницу монастыря матушку Раису, узнать, как там течет их монастырская жизнь.
Монастырь сегодня живет ожиданием большого строительства. О соборе Александра Невского, который будет воссоздан на прежнем фундаменте, мы уже писали, но с тех пор появились и новые задумки. Например, было принято решение строить на территории монастыря Свято-Воскресенский собор, а под ним — храм Святых Жен-Мироносиц. Сейчас на месте будущего собора установлен поклонный крест. Кстати, в соборе будет сделана специальная комнатка для детишек.
— По малости лет детки не могут отстоять всю службу вместе с родителями, поэтому в этой комнате они смогут поиграть со сверстниками, пока родители будут на службе, — говорит матушка Раиса.
Кроме того, на территории монастыря предполагается создать Святую Купель, чтобы посещающие монастырь паломники могли совершать в ней омовение.
— Мы уже определили место для купели, теперь будем бурить скважину, копать колодец, потому что вода из водопровода обычно для этих целей не используется, — поясняет матушка. — А возле купели поставим часовенку. И еще у нас есть задумка поставить здесь часовни Поместных церквей.
В монастыре Святых Жен-Мироносиц сегодня хранятся многие святыни, переданные в дар из других обителей и церквей — частица Животворящего Креста, на котором был распят Христос, частицы мощей таких святых, как Ефросинья Полоцкая, Иоанн Кормянский, Манефа Гомельская, Спиридон Тримифунтский, Амфилохий Почаевский, оптинские старцы Амвросий, Нектарий и Иосиф, Митрофан Воронежский, Александр Невский, а также частица мощей одного из мучеников, убиенных Иродом.
— Это были великие люди, которым Господь послал особую благодать, они достигли такого уровня, что могли видеть ангелов, пророчествовали, исцеляли людей. Мы молимся, чтобы через эти частицы святых мощей Господь и нам давал исцеление, — говорят здесь.
Жизнь в монастыре протекает размеренно и неспешно. Недавно здесь появился новый духовник — иеромонах отец Сергий (Брич). Он окончил исторический факультет Брестского университета по специальности «История. Социально-политические дисциплины», а сегодня проходит обучение в Минской Духовной Семинарии. В декабре 2009 года отец Сергий принял монашеский постриг, а в январе года нынешнего был рукоположен в священный сан. Сегодня он духовно окормляет насельниц монастыря и прихожан монастырской церкви в честь иконы Божьей Матери «Скоропослушница».
— Господь посылает особую благодать монастырям, особенно тем, которые восстанавливаются, — говорит отец Сергий. — Монастырь — это такое место, куда приходят люди, отказавшиеся в жизни от многого. Но, приходя сюда, они ощущают благодать, разлитую в монастырском уединении. Чувствуют ее и прихожане, и тоже тянутся к нам. Хотя идти сюда далеко, и богослужения у нас более длительные, а приходят даже старушки с палочками. Я по окончании службы улыбаюсь: «Живы ли вы еще?» «Живы, батюшка, живы», — отвечают они, и лица у них такие счастливые, окрыленные.
Сейчас в монастыре живут всего четыре насельницы: одна из Полоцка, одна из Орши и две из Минска. Матушка Раиса сетует, что среди местных жительниц интерес к монастырю пока невелик:
— Просятся к нам пожилые женщины, за которыми по старости нужен уход. Я вынуждена им отказывать — мы просто физически не смогли бы за ними досматривать. Хотелось бы, чтобы к нам приходили молодые девушки и люди среднего возраста. Будь у нас хотя бы 12 сестер, мы бы могли сделать много больше.
По словам отца Сергия, число монашествующих в Беларуси вообще растет не так споро, как, например, в России или Украине.
— Хотя в монашестве ничего страшного нет, — замечает он. — Главное — сделать первый шаг, переступить через свою неуверенность, свои страхи. Церковная жизнь яркая, и в духовном плане ты не ущемляешь себя в монашестве абсолютно ни в чем. Время сейчас такое, монашествующие должны идти к людям, нести им свет, покорять добротой и любовью. Чтобы люди не боялись, что православная церковь — это какой-то такой институт, который все запрещает и где ничего нельзя. Церковь никогда не призывала к запрету. Она всегда призывала к умеренности. К мудрой умеренности, чтобы человек не падал из крайности в крайность.
Из чего состоит день монастырских насельниц? Встают они около шести утра. С 6.30 и до 8.30 молятся. Затем у них трапеза, после трапезы — различные послушания, то есть, работы по монастырю. Где-то в 13.30 — снова трапеза, потом — снова послушания. В 17.00 — вечерняя служба, после нее — вечерняя трапеза и молитва.
Где-то около 23 часов монастырь отходит ко сну.
Меняется ли психологическое состояние человека, после того, как он перешагнет порог монастыря и примет постриг?
— Состояние менялось бы, если бы человек шел сюда не по своей воле, — говорит отец Сергий. — Но когда путь к монашеству выбран осознанно, каких-то особых изменений в психологическом состоянии не наблюдается. Когда решение принято — метания остаются за стенами монастыря. Изменения замечаешь, когда человек переходит с одной монашеской ступени на другую. Ощущая благодать, которую Господь посылает во время пострига, люди преображаются, становятся еще лучше — как бы обеляются. Они понимают, что еще больше приблизились к Богу.
Дмитрий РАСТАЕВ. Фото автора.
Телефоны женского монастыря Святых Жен-Мироносиц:
(8-029) 671-56-17, 667-77-50, (8-033) 658-78-58.