Максим Сохарь, главный режиссер областного театра драмы и комедии им. Дунина-Марцинкевича.
Максим Сохарь (справа) и два Юрия - сын и отец.
Цитата: «Для того, чтобы понять чего у нас нет, нужно разобраться, что у нас есть»
Родился: в 1981 году в Минске в крепкой и дружной семье профессора, режиссера и актера Юрия Максимовича Сохаря и его верной супруги Ольги Станиславовны.
Учился: в минских школах, окончил гимназию при посольстве Беларуси в Праге, Академию искусств по специальности «Режиссура драмы», Магистратуру Академии наук по специальности «Искусствоведение» (направление «Театроведение»). Сейчас учится в аспирантуре по этой же специальности.
Работал: актером в Национальном академическом драматическом театре им. Я. Коласа и Театре белорусской драматургии. Ставил спектакли в Беларуси, Польше и Чехии. С августа 2009 года — главный режиссер областного театра драмы и комедии им. Дунина-Марцинкевича.
Семейное положение: жена Наталья. Есть два сына, Захару — 6 лет, Юре — 2 года. Дочери Машеньке — 5 месяцев.
«Публика здесь театральная...»
— Максим Юрьевич, что изменилось в восприятии Бобруйска и нашего театра после уже более года пребывания здесь?
— Самое важное, что не произошло за это время — отторжения, как мною — города и театра, так городом и театра — меня. Я лишь укрепился в своей любви к городу. С высоты прожитого в Бобруйске года могу однозначно и безусловно сказать, что это мой любимый город, где я хочу жить и работать! И вся моя семья очень тепло его приняла и прониклась духом этого города… Что касается театра, то это был непростой год. Было бы неправильно ожидать, что всеми ты здесь будешь принят с распростертыми объятиями, но этот год показал, что я не стал для театра чужеродным организмом… И сегодня я могу заявить, что в Бобруйске есть театр: со своей историей, с богатым талантами сплоченным коллективом. Поэтому с Бобруйском у меня пока связаны только положительные ассоциации.
— Это здорово! А из чего конкретно они сотканы?
— Это очень компактный и комфортный город, не загруженный транспортом. Это тихий город, без отвратительных гремящих и звенящих трамваев, без метро. В нем можно и нужно гулять пешком! Здесь абсолютно потрясающий центр! Далеко не каждый город может похвастать таким старинным и уютным и в то же время, довольно большим центром… Это и та же крепость! И, конечно, люди — бобруйчане, патриоты своего города, очень любящие его! Здесь я познакомился с потрясающими людьми. Встреча с художником Тихоном Абрамовым, знакомство с группой «Поле-8» и ее лидером Александром Косинским, с произведениями Валерия Алексеева, с новым спектаклем Натальи Кашпур «Дядюшкин сон» — все это великолепные открытия и потрясения, наполняющие мою жизнь! И я горд, что тоже могу назвать себя бобруйчанином!..
— Что в театре бросилось в глаза, требующее вмешательства и исправления?
— Я очень не люблю ситуации под названием «Новая метла по-новому метет». Для меня важно, что театр в Бобруйске жителями города любим, что публика здесь театральная! Поэтому и нельзя было, засучив рукава, бросаться перестраивать что-то радикально. Театр — это очень сложный организм. Поэтому нововведения нужно делать мягко, ненавязчиво, но настойчиво. И рядом достигнутых результатов я доволен… Первое, на что я обратил внимание — это укрепление профессиональной составляющей нашей продукции, то есть качества спектаклей. Последние премьеры меня лишь убеждают, что вектор выбран правильный. Назвать же моменты, требующие срочного хирургического вмешательства, я бы не рискнул. В Бобруйске ряда привычных для Беларуси театральных проблем на порядок меньше, чем в других театрах!
— Это касается производственных процесса или человеческих отношений?
— Так же, как у человека «в здоровом теле — здоровый дух», так и в коллективе. По-хорошему поражает труппа театра! Это действительно сплоченный цельный организм. Здесь такого понятия, как глубинные подковерные интриги, нет… Если театром руководит человек, безразличный к искусству, то это ведет к гибели театра. В нашем случае, мы имеем дело с людьми, искренне любящими это дело, постигающими его.
«У нас есть свои замечательные режиссеры»
— Прежние годы были отмечены для нашего театра приглашением на разовые постановки режиссеров с довольно громкими именами. Минувший же сезон выпал из этого ряда, хотя год назад вы говорили о своем намерении сотрудничать с приглашенными режиссерами…
— Мы до сих пор намерены, правда, это уже остается в планах на вторую половину театрального сезона. В прошлом же сезоне нам необходимо было самим остановиться на месте, отдышаться, посмотреть на пройденный путь и перспективы. К тому же, у нас есть свои замечательные режиссеры — Сергей Карбовский, Татьяна Дорогобед, Наталья Кашпур и Лариса Покревская. Это достаточно мощный режиссерский ресурс! Считаю, что приглашенный режиссер должен быть носителем чего-то нового, оригинального, интересного, того, чего нет в нашем театре. Для того же, чтобы понять чего у нас нет, нужно было разобраться, что у нас есть.
— Насколько удовлетворил вас минувший сезон в плане насыщенности гастролями?
— К нам приезжали серьезные театральные коллективы из Беларуси, России и Молдовы. И что весьма приятно, наш любимый зритель не был разочарован, а в некоторых случаях был приятно удивлен уровнем привезенных спектаклей! Мы были с обменными гастролями в Смоленске и ездили по стране. К тому же, участвовали в двух фестивалях со спектаклем «Хочу стать хомячком» — в Молдове и в Могилеве на «МартКонтакте».
— Вы в минувшем сезоне выступили и в качестве актера. Насколько эта профессия необходима вам в плане творческой реализации?
— Безусловно, необходима. Боюсь, что режиссеру просто невозможно в некоторых ситуациях помочь актеру, ни разу не побывав в его шкуре. А вообще — это интереснейшая профессия, уникальная тем, что лишь она, благодаря искусству перевоплощения, позволяет человеку прожить сразу много жизней.
«Я горжусь своим отцом»
— На днях премьера вашей новой постановки «Нерон». Вы выбрали пьесу лишь потому, что ее написал ваш отец?
— Конечно, нет. Когда я читаю пьесу, то я либо вижу спектакль, либо нет. Это очень интересный материал — результат глубокой кропотливой работы папы, которая закончилась только в этом году. Мы имеем еще теплую, из-под пера автора, пьесу с правом первой постановки, что тоже очень ответственно и интересно. Уже «застольный» период работы над ней показал, что мы имеем дело с очень достойным материалом, и я горжусь своим отцом!
— Принимал ли он какое-то участие в постановочном процессе?
— Как я не вторгался в процесс написания пьесы, так и, в свою очередь, резко пресекал все попытки вмешаться в вопросы, связанные с постановкой. Я лишь рассказывал отцу о своих решениях. Я считаю, что в профессиональном театре функции драматурга в создании спектакля заканчиваются написанием пьесы.
— Что еще ожидает бобруйского зрителя в текущем сезоне?
— Уже сейчас все наши силы брошены на новогоднюю сказку «По щучьему велению». Она просто должна получиться очень красочной и интересной. Оригинальное решение ее придумали режиссер Татьяна Дорогобед и художник Наталья Фатеева. Во второй половине театрального сезона той же Татьяной Дорогобед планируется постановка спектакля «Серебряные крылья» по пьесе Валерия Алексеева. Это такой своеобразный концерт-сказка… Я планирую за весну осуществить два проекта — спектакль «Выше ноги от земли» все того же Валерия Алексеева и инсценировка романа Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом». Сейчас я выбираю один из пяти вариантов — наиболее интересный для нашего театра. Сергей Карбовский же готовит сюрприз, о котором пока — ни слова! Также в планах — постановка спектакля «Раскиданное гнездо».
«Для того чтобы стать всемирно известным, у бобруйского театра есть все!»
— В этом театральном межсезонье театр покинули актеры Андрей Волчек, Влад Бархатов, Оксана Павлова и Мария Малишевская. О каких потерях вы сожалеете?
— Я очень горько оплакиваю каждую такого рода потерю. Каждый актер имеет свою ценность, индивидуальность. И когда он уходит, остается незаполняемая ниша. Однако радует, что все расставания проходили очень мягко и дружески. Для каждого из актеров, покинувших наш театр, двери его (в случае, если он захочет сюда вернуться) открыты… Есть у нас и приобретения — три актрисы из Могилевского колледжа искусств, а также бобруйчанка Ольга Рукшина. Радует и то, что постоянно находятся молодые люди, проявляющие интерес к актерской профессии.
— Насколько продвинулось решение вопроса создания театральной студии?
— Когда я год назад говорил о студии, то я даже не представлял, какой объем бумажной работы придется совершить, чтобы студия начала действовать. Для того чтобы открыть ее двери у нас, в принципе, готово все! Это малый зал, соответствующий всем требованиям пожарной безопасности, хореографический зал… Сейчас мы вышли на финальный — бумажно-административный — этап ее создания. Думаю, что уже в январе мы будем готовы заявить об открытии студии.
— Наверняка у вас есть идеальный образ для бобруйского театра. Какой он?
— Всемирно известный театр. И для этого у него все есть! Кроме того, он должен быть уютным и понятным всем. Сегодня нам оказано великое доверие нашими зрителями, поэтому он должен быть интересным.
— Если бы вы прибегли к подобному высказыванию, работая в большом спорте, то над вами бы просто посмеялись, так как, всем известно, что для достижения столь грандиозных целей нужны большие деньги. Уместна ли такая аналогия в применении к театру?
— Безусловно, уместна… Взвалить на себя такую ответственность и заявить: «Дайте мне сто миллионов долларов, и через два года здесь будет театр с мировым именем!» — нужно быть очень уверенным в себе человеком... На сегодняшний день мы честно отрабатываем наше финансирование и соответствуем тем деньгам, которые нам даются.
Наша анкета
Кто вы по знаку Зодиака? — Скорпион.
Ваш любимый цвет? — Черный.
Ваше любимое блюдо? — Ленивые голубцы, которые готовит моя жена.
Что любите выпить? — Коньяк.
Ваше любимое животное? — Собака.
Какую музыку любите слушать? — Любую хорошую музыку, вне зависимости от жанра.
Фильмы, которые вам запомнились? — «Список Шиндлера», «Тарас Бульба»...
Какие книги можете назвать любимыми? — Кен Кизи «Над кукушкиным гнездом», Милан Кундера «Невыносимая легкость бытия» и очень люблю Антона Чехова…
Верите ли в жизнь после смерти? — Хотелось, чтобы она была. Без этого было бы очень грустно!
Где бы вы хотели побывать? — На Луне.
Александр БОГДАНОВИЧ. Фото Алеся КРАСАВИНА и из домашнего архива гостя.