Максим Сохарь: «Могу назвать себя бобруйчанином!»

4264
В гостях у «Вечерки» – главный режиссер театра.

Максим Сохарь, главный режиссер областного театра драмы и комедии им. Дунина-Марцинкевича.Максим Сохарь, главный режиссер областного театра драмы и комедии им. Дунина-Марцинкевича.

Максим Сохарь (справа) и два Юрия - сын и отец.Максим Сохарь (справа) и два Юрия - сын и отец.

С сыном Юрием.С сыном Юрием.

С сыном Захаром.С сыном Захаром.

Цитата: «Для того, чтобы понять чего у нас нет, нужно разобраться, что у нас есть»

Родился: в 1981 году в Минске в крепкой и дружной семье профессора, режиссера и актера Юрия Максимовича Сохаря и его верной супруги Ольги Станиславовны.

Учился: в минских школах, окончил гимназию при посольстве Беларуси в Праге, Академию искусств по специальности «Режиссура драмы», Магистратуру Академии наук по специальности «Искусствоведение» (направление «Театроведение»). Сейчас учится в аспирантуре по этой же специальности.

Работал: актером в Национальном академическом драматическом театре им. Я. Коласа и Театре белорусской драматургии. Ставил спектакли в Беларуси, Польше и Чехии. С августа 2009 года — главный режиссер областного театра драмы и комедии им. Дунина-Марцинкевича.

Семейное положение: жена Наталья. Есть два сына, Захару — 6 лет, Юре — 2 года. Дочери Машеньке — 5 месяцев.

 

«Публика здесь театральная...»

Максим Юрьевич, что изменилось в восприятии Бобруйска и нашего театра после уже более года пребывания здесь?

— Самое важное, что не произошло за это время — отторжения, как мною — города и театра, так городом и театра — меня. Я лишь укрепился в своей любви к городу. С высоты прожитого в Бобруйске года могу однозначно и безусловно сказать, что это мой любимый город, где я хочу жить и работать! И вся моя семья очень тепло его приняла и прониклась духом этого города… Что касается театра, то это был непростой год. Было бы неправильно ожидать, что всеми ты здесь будешь принят с распростертыми объятиями, но этот год показал, что я не стал для театра чужеродным организмом… И сегодня я могу заявить, что в Бобруйске есть театр: со своей историей, с богатым талантами сплоченным коллективом. Поэтому с Бобруйском у меня пока связаны только положительные ассоциации.

Это здорово! А из чего конкретно они сотканы?

— Это очень компактный и комфортный город, не загруженный транспортом. Это тихий город, без отвратительных гремящих и звенящих трамваев, без метро. В нем можно и нужно гулять пешком! Здесь абсолютно потрясающий центр! Далеко не каждый город может похвастать таким старинным и уютным и в то же время, довольно большим центром… Это и та же крепость! И, конечно, люди — бобруйчане, патриоты своего города, очень любящие его! Здесь я познакомился с потрясающими людьми. Встреча с художником Тихоном Абрамовым, знакомство с группой «Поле-8» и ее лидером Александром Косинским, с произведениями Валерия Алексеева, с новым спектаклем Натальи Кашпур «Дядюшкин сон» — все это великолепные открытия и потрясения, наполняющие мою жизнь! И я горд, что тоже могу назвать себя бобруйчанином!..

Что в театре бросилось в глаза, требующее вмешательства и исправления?

— Я очень не люблю ситуации под названием «Новая метла по-новому метет». Для меня важно, что театр в Бобруйске жителями города любим, что публика здесь театральная! Поэтому и нельзя было, засучив рукава, бросаться перестраивать что-то радикально. Театр — это очень сложный организм. Поэтому нововведения нужно делать мягко, ненавязчиво, но настойчиво. И рядом достигнутых результатов я доволен… Первое, на что я обратил внимание — это укрепление профессиональной составляющей нашей продукции, то есть качества спектаклей. Последние премьеры меня лишь убеждают, что вектор выбран правильный. Назвать же моменты, требующие срочного хирургического вмешательства, я бы не рискнул. В Бобруйске ряда привычных для Беларуси театральных проблем на порядок меньше, чем в других театрах!

Это касается производственных процесса или человеческих отношений?

— Так же, как у человека «в здоровом теле — здоровый дух», так и в коллективе. По-хорошему поражает труппа театра! Это действительно сплоченный цельный организм. Здесь такого понятия, как глубинные подковерные интриги, нет… Если театром руководит человек, безразличный к искусству, то это ведет к гибели театра. В нашем случае, мы имеем дело с людьми, искренне любящими это дело, постигающими его.

 

«У нас есть свои замечательные режиссеры»

Прежние годы были отмечены для нашего театра приглашением на разовые постановки режиссеров с довольно громкими именами. Минувший же сезон выпал из этого ряда, хотя год назад вы говорили о своем намерении сотрудничать с приглашенными режиссерами…

— Мы до сих пор намерены, правда, это уже остается в планах на вторую половину театрального сезона. В прошлом же сезоне нам необходимо было самим остановиться на месте, отдышаться, посмотреть на пройденный путь и перспективы. К тому же, у нас есть свои замечательные режиссеры — Сергей Карбовский, Татьяна Дорогобед, Наталья Кашпур и Лариса Покревская. Это достаточно мощный режиссерский ресурс! Считаю, что приглашенный режиссер должен быть носителем чего-то нового, оригинального, интересного, того, чего нет в нашем театре. Для того же, чтобы понять чего у нас нет, нужно было разобраться, что у нас есть.

Насколько удовлетворил вас минувший сезон в плане насыщенности гастролями?

— К нам приезжали серьезные театральные коллективы из Беларуси, России и Молдовы. И что весьма приятно, наш любимый зритель не был разочарован, а в некоторых случаях был приятно удивлен уровнем привезенных спектаклей! Мы были с обменными гастролями в Смоленске и ездили по стране. К тому же, участвовали в двух фестивалях со спектаклем «Хочу стать хомячком» — в Молдове и в Могилеве на «МартКонтакте».

Вы в минувшем сезоне выступили и в качестве актера. Насколько эта профессия необходима вам в плане творческой реализации?

— Безусловно, необходима. Боюсь, что режиссеру просто невозможно в некоторых ситуациях помочь актеру, ни разу не побывав в его шкуре. А вообще — это интереснейшая профессия, уникальная тем, что лишь она, благодаря искусству перевоплощения, позволяет человеку прожить сразу много жизней.

 

«Я горжусь своим отцом»

На днях премьера вашей новой постановки «Нерон». Вы выбрали пьесу лишь потому, что ее написал ваш отец?

— Конечно, нет. Когда я читаю пьесу, то я либо вижу спектакль, либо нет. Это очень интересный материал — результат глубокой кропотливой работы папы, которая закончилась только в этом году. Мы имеем еще теплую, из-под пера автора, пьесу с правом первой постановки, что тоже очень ответственно и интересно. Уже «застольный» период работы над ней показал, что мы имеем дело с очень достойным материалом, и я горжусь своим отцом!

Принимал ли он какое-то участие в постановочном процессе?

— Как я не вторгался в процесс написания пьесы, так и, в свою очередь, резко пресекал все попытки вмешаться в вопросы, связанные с постановкой. Я лишь рассказывал отцу о своих решениях. Я считаю, что в профессиональном театре функции драматурга в создании спектакля заканчиваются написанием пьесы.

Что еще ожидает бобруйского зрителя в текущем сезоне?

— Уже сейчас все наши силы брошены на новогоднюю сказку «По щучьему велению». Она просто должна получиться очень красочной и интересной. Оригинальное решение ее придумали режиссер Татьяна Дорогобед и художник Наталья Фатеева. Во второй половине театрального сезона той же Татьяной Дорогобед планируется постановка спектакля «Серебряные крылья» по пьесе Валерия Алексеева. Это такой своеобразный концерт-сказка… Я планирую за весну осуществить два проекта — спектакль «Выше ноги от земли» все того же Валерия Алексеева и инсценировка романа Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом». Сейчас я выбираю один из пяти вариантов — наиболее интересный для нашего театра. Сергей Карбовский же готовит сюрприз, о котором пока — ни слова! Также в планах — постановка спектакля «Раскиданное гнездо».

 

«Для того чтобы стать всемирно известным, у бобруйского театра есть все!»

В этом театральном межсезонье театр покинули актеры Андрей Волчек, Влад Бархатов, Оксана Павлова и Мария Малишевская. О каких потерях вы сожалеете?

— Я очень горько оплакиваю каждую такого рода потерю. Каждый актер имеет свою ценность, индивидуальность. И когда он уходит, остается незаполняемая ниша. Однако радует, что все расставания проходили очень мягко и дружески. Для каждого из актеров, покинувших наш театр, двери его (в случае, если он захочет сюда вернуться) открыты… Есть у нас и приобретения — три актрисы из Могилевского колледжа искусств, а также бобруйчанка Ольга Рукшина. Радует и то, что постоянно находятся молодые люди, проявляющие интерес к актерской профессии.

Насколько продвинулось решение вопроса создания театральной студии?

— Когда я год назад говорил о студии, то я даже не представлял, какой объем бумажной работы придется совершить, чтобы студия начала действовать. Для того чтобы открыть ее двери у нас, в принципе, готово все! Это малый зал, соответствующий всем требованиям пожарной безопасности, хореографический зал… Сейчас мы вышли на финальный — бумажно-административный — этап ее создания. Думаю, что уже в январе мы будем готовы заявить об открытии студии. 

Наверняка у вас есть идеальный образ для бобруйского театра. Какой он?

— Всемирно известный театр. И для этого у него все есть! Кроме того, он должен быть уютным и понятным всем. Сегодня нам оказано великое доверие нашими зрителями, поэтому он должен быть интересным.

Если бы вы прибегли к подобному высказыванию, работая в большом спорте, то над вами бы просто посмеялись, так как, всем известно, что для достижения столь грандиозных целей нужны большие деньги. Уместна ли такая аналогия в применении к театру?

— Безусловно, уместна… Взвалить на себя такую ответственность и заявить: «Дайте мне сто миллионов долларов, и через два года здесь будет театр с мировым именем!» — нужно быть очень уверенным в себе человеком... На сегодняшний день мы честно отрабатываем наше финансирование и соответствуем тем деньгам, которые нам даются.

 

Наша анкета

Кто вы по знаку Зодиака? — Скорпион.
Ваш любимый цвет? — Черный.
Ваше любимое блюдо? — Ленивые голубцы, которые готовит моя жена.
Что любите выпить? — Коньяк.
Ваше любимое животное? — Собака.
Какую музыку любите слушать? — Любую хорошую музыку, вне зависимости от жанра.
Фильмы, которые вам запомнились? — «Список Шиндлера», «Тарас Бульба»...
Какие книги можете назвать любимыми? — Кен Кизи «Над кукушкиным гнездом», Милан Кундера «Невыносимая легкость бытия» и очень люблю Антона Чехова…
Верите ли в жизнь после смерти? — Хотелось, чтобы она была. Без этого было бы очень грустно!
Где бы вы хотели побывать? — На Луне.

Александр БОГДАНОВИЧ. Фото Алеся КРАСАВИНА и из домашнего архива гостя.