Абрам Рабкин. Завещание

7599
После смерти художника осталось много его картин о Бобруйске. Готов ли город принять в дар это наследство?

Вдова художника Нина Михайловна Королева рассматривает альбом с репродукциями его работ.Вдова художника Нина Михайловна Королева рассматривает альбом с репродукциями его работ.

«За долгие годы моей творческой жизни я много работал в разных краях. Есть у меня холсты, написанные в Эстонии, на Кубани, на Кавказе, в Старой Ладоге на Волге, в Крыму, в Израиле, за океаном — в Штатах. Вроде бы неплохие работы. Даже на выставках бывали. Но нет в них главного — той любви, душевного трепета и того чувства, которое испытываю, возвращаясь и работая в родных местах... Художник учится всю жизнь. И в этой учебе я понял, что из всех чувств, необходимых художнику (чувство рисунка, цвета, композиции), главное — это чувство Родины».

Этими словами Абрам Исаакович Рабкин завершал очерк, посвященный своему первому учителю, художнику Евгению Александровичу Ярмолкевичу («Все начиналось в Бобруйске», 2003 г.). Впереди было еще десятилетие плодотворной творческой жизни: новые картины, новые рассказы и очерки, посвященные замечательным людям нашего края. Были новые выставки его работ, каждая из которых — это и Итог, и Признание.

Но была еще самая большая мечта художника: передать любимому Бобруйску коллекцию картин «Город моего детства», насчитывающую около 400 полотен. Но, к сожалению, эта мечта так и не осуществилась. Власти города не смогли предоставить отдельное помещение для галереи художника. Правда, предлагались «альтернативные» варианты размещения его картин — частями. Например, в фойе кинотеатра, в здании детского садика... Ну, а что не поместится — в запасники.

Мне тяжело рассуждать, как воспринимал Абрам Исаакович эти официальные ответы. Абсурдность их заключалась в том, что художник, чьи работы по достоинству оценивали, приобретали Национальный художественный музей Беларуси и Министерство культуры России, вовсе не нуждался в том, чтобы его «признавали» или «не признавали» местные чиновники от культуры, не нуждался в месте для хранения своих картин, к которым уже давно предъявляют интерес частные коллекционеры, в том числе из-за рубежа. Это был его Дар с любовью всем нам — бобруйчанам. 

4. В творческой мастерской Абрама Рабкина на улице Дзержинского в Бобруйске 18 мая 2011 года. Как известно, сам художник, полвека проживший в Санкт-Петербурге, считает себя больше бобруйчанином, нежели петербуржцем. Практически все свое творчество он посвятил белорусским местечкам, в первую очередь Бобруйску. Причем не сегодняшнему городу, а патриархальным улочкам со старыми домиками. Художник, полвека проживший в Санкт-Петербурге, считал себя больше бобруйчанином, нежели петербуржцем. Практически все свое творчество он посвятил белорусским местечкам, в первую очередь Бобруйску. Причем не сегодняшнему городу, а патриархальным улочкам со старыми домиками.

Вот лишь одна цитата из письма читательницы Татьяны Ершковой в редакцию газеты «Вечерний Бобруйск»: «Кинотеатр «Пролетарий», «Аптека Розовского», «Нижний базар», «Конец Пожарного переулка» и другие работы — это не просто картины, это наша история. Они тихим теплом согревают душу и бередят воспоминания детства. Домики на Шоссейной напоминают мне дома Марка Шагала, помните его картины «Серый дом», «Синий дом», «Красный дом на улице»? А окна Рабкина ассоциируются с окнами Шагала в Витебске и Париже. Представляете, оказывается, у нас есть свой, бобруйский, Шагал».

Незадолго до смерти художника увидела свет его последняя книга — «Вокруг войны», которая стала своеобразным завещанием автора потомкам. В сборник, иллюстрированный рисунками и репродукциями картин, вошли очерки, рассказы, стихи, записи из записных книжек автора, сделанные в разные годы, а также сценарий художественного фильма по мотивам знаменитой повести «Вниз по Шоссейной». По свидетельству Нины Михайловны Королевой, вдовы художника, правки и дополнения вносились автором до последнего момента перед сдачей книги в печать.  

3 ноября 2013 года в центральной городской библиотеке им. М.Горького прошла презентация книги. Нина Михайловна рассказывает, что Абрам Иссакович в тот день чувствовал себя очень слабым, но все же пошел на встречу в библиотеку. И случилось чудо: теплый прием и любовь читателей дали ему столько новых сил, энергии, что, казалось, ничто не предвещает рокового...

Абрама Исааковича не стало 5 декабря 2013 года. Спустя 5 дней, 10 декабря, в газете «Советская Белоруссия» была опубликована памятная статья кандидата исторических наук, искусствоведа Инны Герасимовой, в которой она обратилась к общественности: «Никак не может решиться вопрос о предоставлении места для размещения полной коллекции картин, посвященной Бобруйску. А ведь художник сохранил ее, не продал и не раздарил ни одной работы из нее. Очень хочется надеяться, что Бобруйск достойно примет подарок Абрама Рабкина. Иначе может наступить момент, когда картины перейдут в собственность какого–то другого музея, и уже ничего нельзя будет изменить. Творчество Абрама Рабкина — общее достояние всего белорусского народа. И галерея его работ, воспевающих красоту родной страны и ее людей, станет достойным памятником мастеру». 

Какова же судьба коллекции картин «Город моего детства» на сегодняшний день?

Домашняя коллекция Нины Михайловны Королевой. В центре среди картин Абрама Исааковича Рабкина — его детское фото.Домашняя коллекция Нины Михайловны Королевой. В центре среди картин Абрама Исааковича Рабкина — его детское фото.

Нина Королева, вдова А. Рабкина: «Абрам Исаакович был влюблен в жизнь, с интересом относился к людям. О нем нельзя было сказать — старый. Я его воспринимала как мальчишку озорного. Это был романтик, который заменял мне целый мир».

В первых числах апреля я побывал в доме вдовы художника Нины Михайловны Королевой. Наша беседа была довольно долгой и проникнута болью утраты и воспоминаниями. Она рассказала, что большая часть картин по-прежнему находится в Санкт-Петербурге, в бывшей творческой мастерской Абрама Рабкина — на 4-м этаже старинного дома набережной Адмиралтийского канала. Ответственность за сохранность картин в Санкт-Петербурге легла на дочь художника (от первого брака) Ольгу. Картины будут находиться там до 5 июня, после чего окончательно решится их дальнейшая судьба. 

Здесь, в Бобруйске, Нина Михайловна часто бывает в старом доме на улице Бахарова, где прошло детство Абрама Исааковича. Официально там находилась бобруйская творческая мастерская художника, хотя сама Нина Михайловная делает акцент, что это именно старый дом художника, именно так он воспринимал это место.

«Я обращаюсь к руководителю и властям города с просьбой сохранить комнату Абрама Исааковича в этом доме, сделать ее мемориальной», — просит вдова. 

И действительно, этот старый дом и этот двор, который выходит на бывшую улицу Шоссейную, имеет знаковое значение, и речь здесь может идти не только о книге «Вниз по Шоссейной», вышедшей в 1998 году и получившей широкую известность, но и многих картинах художника.

Нина Михайловна убеждена, что в будущем можно было бы разработать интереснейший туристический маршрут, в который бы вошли посещение галереи художника (если она будет создана), двор его детства и места, описанные в книге «Вниз по Шоссейной». Она уверена, что этот маршрут привлечет внимание не только жителей города, интересующихся историей Бобруйска, но и туристов из других городов, стран, континентов.

Алесь КРАСАВИН. Фото автора.

ОФИЦИАЛЬНО

Смогут ли бобруйчане увидеть картины своего известного земляка и как скоро это произойдет? Эти вопросы мы задали начальнику управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи горисполкома Николаю Балюку.

— Пока этот вопрос решается, — сказал Николай Федорович. — То, что будет принято положительное решение, это однозначно, но необходимо определиться с нормальным помещением для картин, сейчас рассматривается несколько вариантов...

Ирина РЯБОВА.

Как нам стало известно, в среду, 16 апреля, вопрос о судьбе творческого наследия художника из Бобруйска будет обсуждаться на рабочем совещании у председателя Бобруйского горисполкома. О его результатах мы сообщим позже.

ДОПОЛНЕНО

Смогут ли бобруйчане увидеть картины своего известного земляка и как скоро это произойдет? За ответами на эти вопросы мы обратились к председателю Бобруйского горисполкома Дмитрию Бонохову.

— Пока это только предложение, которое рассматривается, — подчеркнул Дмитрий Михайлович. — Ситуация непростая. Во-первых, на данный момент еще неизвестно точно, кто является законным правообладателем коллекции картин. Есть письменное обращение дочери художника в исполком с просьбой рассмотреть этот вопрос, а вдова художника приходила к нам на личный прием по этому вопросу. Их мнения и условия по поводу передачи картин несколько расходятся. Конечно, мы уважаем и будем принимать к сведению мнения обеих сторон, однако вести официальные переговоры мы имеем право только с законным правообладателем картин. Потому для начала необходимо разобраться с этим вопросом. И второй важный момент: на каких условиях правообладатель предложит передать картины городу, и насколько эти условия приемлемы и выполнимы для нас. Если вдруг наследник картин предложит передать их только при условии создания отдельной галереи картин Рабкина, это будет не так просто — потребуются большие деньги. Так что, решение данного вопроса, думаю, займет еще немало времени.

Ирина РЯБОВА.

РАНЕЕ НА САЙТЕ:

Картины Абрама Рабкина будут переданы в дар Бобруйску.

Друзья почтили память бобруйского художника Абрама Рабкина.

Абрам Рабкин. «Город моего детства».Абрам Рабкин. «Город моего детства».