Наш фоторепортаж. Как делают асфальт в Бобруйске

3462
Практически с самой весны одной из злободневных тем оставалось состояние дорожного покрытия городских улиц.

Асфальтобетонный завод БУКДДЭП в Титовке.Асфальтобетонный завод БУКДДЭП в Титовке.

Практически с самой весны одной из злободневных тем оставалось состояние дорожного покрытия городских улиц. Надежды на его улучшение бобруйчане связывали с пуском нового асфальтового завода. В силу разных причин завод начал работать только полтора месяца назад, когда до окончания технологического сезона осталось уже совсем немного времени. Но, как говорят, лучше поздно, чем никогда. Корреспондент «Вечернего Бобруйска» побывал на этом предприятии и своими глазами увидел, как делают асфальт.

Асфальтобетонный завод БУКДДЭП в Титовке.

Расположенный в Титовке, сразу за развилкой Рогачевского и Жлобинского шоссе, новый асфальтобетонный завод БУКДДЭП мало соответствует традиционному представлению. Здесь нет производственных корпусов, цехов и ангаров. Собственно, его устройство обусловлено технологическим процессом. Сердце завода — асфальтосмесительная установка ДС-185 производства Кременчугского завода дорожных машин. Она выполнена в виде единого комплекса агрегатов и расположена в центре большой огороженной площадки. Поблизости под открытым небом хранятся и сами компоненты будущей асфальтобетонной смеси: щебень, песок, гранитный отсев.

Подача компонентов асфальтобетонной смеси в бункеры.

Принцип производства прост: нужно всего лишь тщательно и в нужных пропорциях подобрать каменные фракции, а также минеральные добавки и перемешать их с растопленным битумом. Любая хозяйка на кухне в принципе занимается тем же, когда готовит тесто для оладьев. Разница лишь в ингредиентах. Щебень и гранотсев (мелкая гранитная крошка) поступают на завод из Микашевич. Там сырье добывают открытым способом в огромном гранитном карьере. Битум доставляют автоцистернами с Мозырьского нефтеперерабатывающего завода. А вот природный песок — местный, из Кировского района.

Для приготовления асфальтобетонной смеси используются четыре компонента: щебень, природный песок, гранитный отсев и минеральные добавки.

Автопогрузчики «Амкодор» ковшами загружают компоненты в четыре подающих бункера. Из них по транспортерной ленте сырье подается дальше — в сушильный барабан. Здесь при температуре 180-190°С смесь высушивается и тщательно перемешивается. Внутри сушилки бушует настоящий огненный смерч. Языки пламени хорошо видно через контрольное отверстие. Оператор смесительной установки регулирует пропорции загружаемого сырья.

Диспетчер смесителя ДС-185 Александр Пеньковский.

Весь процесс автоматизирован и контролируется дистанционно при помощи датчиков. В кабине оператора — два больших монитора, где очень наглядно показаны все узлы и происходящие технологические процессы. Работа эта чем-то напоминает компьютерную игру — с той лишь разницей, что на кону не виртуальный выигрыш, а дорогостоящий продукт.

Битум прибывает с Мозырьского НПЗ.

По башне элеватора готовая смесь подается наверх, к ситам грохота. Так называется агрегат, разделяющий смесь на фракции в зависимости от величины частиц. При его работе создается вибрация, а свое поэтичное название он получил как раз за создаваемый шум. Многим невдомек, что асфальтобетонная смесь бывает разных сортов: тротуарная, для нижнего и верхнего слоя дорожного покрытия. Различия именно в размере частиц и пористости. Так например, для нижнего слоя полотна используется смесь с меньшим количеством битума и крупными фракциями щебня, а для верхнего слоя — наоборот.
В смесительной головке, к которой подведен трубопровод с горячим битумом происходит окончательное смешивание.

Готовая асфальтобетонная смесь насыпается в кузов автомобиля.

Асфальт готов. Теперь он пересыпается в разгрузочный бункер и из него – в кузов автомобиля. За один час на заводе изготавливается около 60 тонн асфальтобетонной смеси. Этого достаточно, чтобы заасфальтировать 600 кв. метров городских улиц. А обслуживает весь процесс коллектив из пяти человек.

Асфальтобетонный завод БУКДДЭП в Титовке.

Уже сейчас среднесуточные температуры опустились ниже 10°С, то есть ниже рекомендованной нормы для укладки асфальта. Но дорожные работы все еще ведутся. Очень скоро завод остановят на зиму, а в апреле он снова начнет свою работу. В течение зимних месяцев работники будут заниматься консервацией и текущим обслуживанием оборудования.

Главный инженер БУКДДЭП Юрий Киселев.

Лаборант Наталья Горбакова и весовщик Татьяна Северин.

И напоследок еще несколько любопытных цифр:

Производительность АБЗ — 60 тонн в час или 480 тонн за смену. За месяц (20 рабочих дней) можно выпустить 9600 тонн. При цене готовой асфальтобетонной смеси 725 000 рублей за тонну стоимость выпущенной продукции составит 6 960 000 000 рублей. Добавим сюда 2 100 000 000 рублей издержек на транспортные расходы и укладку асфальта. Получим более девяти миллиардов в месяц. Именно столько должен заплатить городской бюджет, чтобы привести состояние дорожного покрытия в надлежащее состояние. И это только за месяц. Теперь становится очевидным, что камнем преткновения в ремонте бобруйских дорог является совсем не асфальтовый завод.

Александр ЧУГУЕВ, фото автора.