Выставка на двоих

3458
Открывшаяся на днях совместная выставка бобруйских художников отца и дочери Алексея и Жанны Будейко разделила пространственно-временной континуум выставочного зала на две части.

Торжественное открытие выставки. Художники Алексей и Жанна Будейко, художница Татьяна Корчажкина, директор художественного музея им. Г.Г.Поплавского СветланаТоржественное открытие выставки. Художники Алексей и Жанна Будейко, художница Татьяна Корчажкина, директор художественного музея им. Г.Г.Поплавского Светлана Привалова.

И в этом «пополаме» есть своя логика, своя философия и своя интрига.

Пойдешь налево –  попадешь в бурлящий красками летний сад, где полыхают багрянцем сказочные пионы, где умыт косым дождем небосвод, и солнечные блики играют на водах Свислочи. Пространство чрезвычайно яркое, реалистичное и почти фотографическое. Сразу и не поверишь, что всё это — лишь штрихи пастели. Воскового мелка по сути. И все же!

Алексей Будейко. Зона отселения. 1995. Холст. масло.

Пойдешь направо – окажешься во вселенной людей, их судеб, надежд, трагедий и свершений, где мудрость рассказывает свою собственную историю, тончайшими лессировками наложенную на историю великой страны, и рассказ этот, лаконичный и бесхитростный по сюжету, удивительно богат нюансами и деталями.

Что выбрать сначала? Решает зритель. Но в любом случае заинтригованный он непременно посетит обе части экспозиции. Ведь так хочется узнать, что в диалоге «двух палитр» было фактором определяющим — генетика, или эстетика.

Художник Алексей Будейко на открытии выставки с посетительницей.

Уроженец Гродненщины Алексей Будейко почти полвека назад связал свою судьбу с Бобруйском. С 1968 года по 2009 он преподавал в Бобруйском государственном профессионально-техническом колледже им. А.Е.Ларина. Ему, вдумчивому педагогу, наш город обязан целой плеядой ныне известных художников. И это еще одно проявление многогранного таланта Алексея Будейко.

Сегодня, отмечая свое 75-летие, художник по-прежнему остается верен своему призванию. Будь-то лирический пейзаж, натюрморт или сюжетное полотно, всякий раз на его холсте реальность преломляется сквозь призму художественного видения и жизненного опыта. С годами созерцательная манера уступает желанию осмыслить глубинные вопросы бытия, места человека в жизни. Именно поэтому, в частности, через много лет после Чернобыльской трагедии художник вновь и вновь возвращается к этой «немодной» теме – то в аллегорических образах («Чернобыльская мадонна»), то в пронзительных жизненных сюжетах («Вишня созрела. В гостях у самосела», «Зона отселения»). И все это практически с натуры, по впечатлениям от поездок в зону.

Жанна Будейко. Карьер. Картон, пастель, 2003.

Художественные работы Жанны Будейко совершенно отличны от отцовских. Их характеризуют прежде всего цвет, экспрессия, темперамент, филигранная техника письма пастелью. Да-да, именно письма, позволяющего добиться практически живописного цветового звучания. Вкупе с бархатистым штрихом и шероховатой текстурой черного картона это создает удивительный эффект. Облака плывут, под ветром клонятся травы, и в воздухе ощутимо пахнет грозой.

Выставка «Две палитры» продлится до 15 мая.

Александр ЧУГУЕВ. Фото автора.

Фоторепортаж с открытия персональной выставки Алексея и Жанны Будейко (20 фото)