Цыганский барон Николай Боровой: «Все цыгане живут по-разному»

14.6k

Цыганский барон Николай Боровой в гостях в редакции «Вечернего Бобруйска».Цыганский барон Николай Боровой в гостях в редакции «Вечернего Бобруйска».

Во время службы в армии.Во время службы в армии.

С семьей.С семьей.

Цитата: «Большинство цыган в Титовке работает. Ведь жить надо. Кто не работает, тот занимается мелким бизнесом»

 

Родился: в г. Ветка Гомельской области в 1952 г.

Учился: в Минске и Бобруйске.

Работал: эпизодически.

Семья: с женой Серафимой Демьяновной вырастили сыновей Арсена и Михаила, есть восемь внуков.

 

«Сейчас мы ближе к цивилизованному образу жизни»

Николай Николаевич, жизнь цыган, несмотря на то, что они в Титовке живут достаточно долго, для коренных бобруйчан загадка. Но для начала расскажите о себе.

— Прежде всего я должен сказать, что являюсь председателем цыганской ассоциации. Цыганский барон — это не совсем правильно. А о себе… Родился в городе Ветка Гомельской области. Детство прошло в Минске, куда родители переехали, чтобы быть поближе к родственникам. Там я окончил 8 классов, учился в музыкальной школе по классу аккордеона, учился играть на гитаре. Отец в прошлом участник партизанского движения. Кажется, он партизанил на Кличевщине. В свое время, когда городской совет ветеранов возглавлял Арбузов, при его участии отец и другие партизаны собирались. Отца уже нет. Матери тоже.
Когда был подростком, семья переехала в Бобруйск. Здесь я получил среднее образование, в 18 лет меня призвали на действительную военную службу. Служил в Москве. После службы снова приехал в Бобруйск, женился, пошли дети.

— А жить в таборе вам не приходилось?

— Нет, таборы были до меня. В Ветке цыгане жили оседло, в домах, в Бобруйске тоже.

Коренное население города воспринимает цыган мифически: по художественной литературе, кино, рассказам других. Поэтому и отношение к ним неоднозначное, порой полярное, от романтического восприятия до утверждения, что все цыгане воры. Давайте построим наш разговор так, чтобы получить ответ на все мифы, сложенные о вашей нации. Вот, вы учились в музыкальной школе, наверное, и сейчас играете, и давно уже бытует убеждение, что все цыгане чуть ли не музыкантами рождаются. Это так?

— Я скажу по-другому. В те времена, когда цыгане жили таборами, чем им было заниматься длинными вечерами? Телевидения, кино, магнитофонов, караоке тогда не было. Собирались, ставили шатры, разжигали костры, пели, плясали. Теперь этого нет. Хотя многие и поют, и танцуют. Я тоже регулярно играю.

А никто из Бобруйских цыган в артисты, например, в цыганский театр «Ромен» не попал?

— Нет, я о таких не слышал. В Минске в какой-то концертной группе наши есть, а в Москве нет.

Никогда не ставился вопрос о том, чтобы в Титовке открыть свой цыганский клуб?

— Давно, когда я еще не был бароном, ходил в горисполком с предложением открыть наш театр. Человек из отдела культуры обещал посодействовать, но потом ушел с должности. Не получилось.

Еще миф (или правда) о цыганах: что все они не хотят работать и не работают. Помнится, лет тридцать назад об одном цыгане как о герое труда писали — он работал водителем автобуса.

— Все цыгане живут по-разному. Раньше в самом деле почти никто не работал, многие воровали. Сейчас мы ближе к цивилизованному образу жизни. И большинство цыган в Титовке работает. Ведь жить надо. Кто не работает, тот занимается мелким бизнесом — собирают и сдают металл, ездят за товаром в другие города, торгуют. Я работал охранником на шинном и на заправке. Плохо, что молодежь сейчас не думает о завтрашнем дне и не старается работать.

 

«Я сожалею, что не учился»

Некоторые бобручане говорят: вот цыгане  бедные, безработные, а какие коттеджи понастроили

— Каждый строится по-своему. Кто-то занимается коммерцией, кто-то имеет другие доходы, родные помогают. Когда мы строили дом, жена торговала, я занимался хозяйством. Строительство затягивается на годы, и постепенно средства находятся.

Еще один миф — цыгане не учатся...

— Такое есть. Наша нация никогда не стремились учиться. Я вот по себе сужу и думаю: почему дальше не пошел учиться? Без учебы человек ничто. Выучись я в молодые годы, было бы легче работу найти, да и к этому возрасту уже, может быть, был бы на солидной должности. Может быть, не стал бы бароном, зато был бы специалистом в какой-то отрасли. В общем, я сожалею, что не учился. Если бы сейчас вернуть жизнь, продолжил бы учебу. Сейчас ругаю внучат, когда они ленятся.

А кто-то из цыган учится в вузе?

— Один мой знакомый в свое время выучился, был заведующим столовой, потом женился и уехал в Минск. Сын минского барона учится на юриста. Есть и другие примеры, я о них слышал, но достоверно не знаю.

Много говорилось и писалось в литературе о цыганских гаданиях. В самом ли деле у цыганок-ворожей такие экстрасенсорные способности? Верят ли им сами цыгане?

— Раньше гадали в основном женщины преклонного возрастаю. Сейчас — и молодые, и немолодые, есть те, кто сам идет в город гадать, и есть те, к кому приходят. Гадают в основном на картах.

А вам приходилось пользоваться услугами гадалок?

— Нет. Но когда я служил в армии, моя мать гадала на меня.

Еще один миф, который косвенно находит подтверждение в милиции: цыгане торгуют наркотиками.

— Это имело место. Некоторые цыганские семьи занимались такой торговлей. Но сейчас, как я считаю, этот бизнес отошел. Почему я так думаю? Потому что среди своих больше не видно наркоманов. Еще один признак — наркоторговцев периодически обворовывают. А краж и грабежей у нас в Титовке сейчас нет. Конечно, и милиция в этом вопросе заняла правильную позицию. Без нее, конечно, это зло не истребить.

 

«Даем на примирение два месяца»

Коль сейчас цыгане не собираются, как прежде, возле костров,  на что они тратят свое время?

— У всех есть дома, огороды, хозяйство, и это требует времени. Один житель Титовки, Яков Николаевич Колдыбенко, разводил племенных арабских скакунов, и дело у него было поставлено на широкую ногу, профессионально. Но год назад он умер, и бизнес стал затухать. Многие цыгане имеют лошадей, это хорошая помощь в хозяйстве. У кого-то есть машины.

Говорят, у цыган бывают свои внутренние разборки, которые разрешаются без милиции и прокуратуры?

— Бывают. И зачем привлекать милицию, прокуратуру, если можно обойтись без них? Например, если муж и жена решили разойтись и не знают, как поделить имущество, то я как барон и вся наша община собираемся и помогает им…

Да, в суде это не скорая песня, а еще и платить пошлину придется — и за развод, и за раздел…. А у вас это быстро, наверное?

— Не скажу, что быстро. Чаще всего даем на примирение два месяца. Потом добавляем еще два. Так порой и до года доходит. Одна пара после года примирилась и снова стала жить вместе.

Давно  существует убеждение, что цыган в семье абсолютный хозяин, жена обязана беспрекословно ему подчиняться

— В цыганской семье если мужчина сказал, то так и должно быть. Он старший. А жена обязана подчиняться.

И еще есть убеждение, что цыган обязательно и регулярно «воспитывает» свою «половинку» вожжами.

— Нет, это давно прошло. Сейчас только словами. В семье муж и жена должны понимать и уважать друг друга.

Давайте продолжим разговор о мифах. Просто легенды ходят о цыганской любви. Даже Максим Горький отдал дань этой теме. Но в жизни мы иногда видим обратное: цыганка-мать бросает несколько своих детей и уходит за любимым.

— Все бывает. Это жизнь. Сейчас, когда цыгане стали больше общаться с белорусами, русскими, случается, что они решаются связать себя семейными узами с представителями других национальностей, хотя у цыган это не приветствуется. Но тут ничего не поделаешь. Что их сдержит? У нас роспись в ЗАГСе — это формальность, что она даст, если люди решились развестись? Другое дело венчание в церкви. Обычаи сватовства и венчания у нас соблюдаются.

Борются ли цыгане с вредными привычками, которые сейчас характерны всем — употребление алкоголя, курение?

— В этом цыгане, наверное, не отличаются от белорусов. У нас все курят, и женщины тоже, и все выпивают. Но если мужчина находится на каком-то торжестве, например, на свадьбе, он должен держать себя в рамках, не напиваться.

Из ваших ответов  можно сделать вывод, что цыгане вполне цивилизованный народ.

— Хотелось бы этого, но не всегда получается. На асфальтовом заводе в Титовке уже давно природный газ, подведен он и в Бабино, что в нескольких километрах, а мы отапливаем дома и готовим пищу, как 30-40 лет назад. Так что до настоящей цивилизации мы еще не дожили.

Александр МАЗУРЕНКО. Фото автора и из семейного архива гостя.