Наверно, в Бобруйске не найдется ни одного человека, которому не знакомо имя Абрама Рабкина. Очень приятно, что свой 87-й день рождения писатель, художник будет отмечать в городе своего детства.
Абрам Рабкин родился в Бобруйске 27 октября 1925 года, но уже много лет живет в городе на Неве и российское правительство по достоинству оценило талант нашего земляка, присвоив ему в 2011 году почетное звание «Заслуженного художника Российской федерации». Бог наделил его великим даром видеть прекрасное: ведь он может талантливо написать не только повесть или рассказ, но и передать характер своих героев при помощи красок и кисти на холсте. Абрам Рабкин создал более 300 картин под названием «Город моего детства». Кинотеатр «Пролетарий», аптека Розовского, Бобруйский базар – всё это запечатлено на полотнах Рабкина, всё это уже история…
О городе на Березине Абрам Исаакович написал пока только одну книгу под названием «Вниз по Шоссейной», она посвящена Бобруйску, довоенному еврейскому городку, и самой главной его улице, которая теперь называется Бахарова.
Ушло вдаль детство, ушли люди, которые жили когда-то на Шоссейной улице, нет даже самого названия этой улицы, но осталась память, добрая и долгая память, в которой все ещё живы и счастливы.
«… Давайте вернемся туда, на Шоссейную, где старая липа и сад и двери открываются с легким надтреснутым звоном, похожим на удар старинных часов. Туда, где лопухи и лиловые вспышки колючек , и Годкин шьёт модные дамские пальто, а его красавицы дочери собираются на танцы. Чудесная улица, эта Шоссейная, и душа моя, измученная нахлынувшей болью, вновь и вновь припадает к ней…».
Автор вспоминает обитателей маленьких домиов на Шоссейной, свою 26-ю неполную среднюю школу, Дом пионеров, где начинал заниматься живописью, первого учителя рисования Евгения Ярмолкевича…
Знакомо ли вам здание бывшего Бобруйского городского музея, который был лучшим музеем Белорусской ССР, а когда-то до революции это был особняк бобруйского еврея Михула Рабкина. Это здание находится по адресу ул. Пушкина, 145, а после войны здесь был Дом пионеров. О зарождении Бобруйского краеведческого музея и о судьбе его первого директора Цодика Славина рассказывается на дальнейших страницах этой повести.
И ещё об одном известном здании на улице Шоссейной (Бахарова) мы можем прочесть у Абрама Рабкина, о старом кинотеатре «Пролетарий».
«Некогда этот «Пролетарий» принадлежал Хасе Мнушкиной и назывался «Эдемом», а ещё раньше - «Иллюзион». Зрители, пришедшие в кинотеатр до начала сеанса, пили ситро в буфете и разглядывали новые обои. Все стены были оклеены «мишками косолапыми». Ведь красиво».
А если книжного описания кинотеатра вам покажется не достаточно, найдите картину Абрама Рабкина «Кино «Пролетарий» или хотя бы репродукцию и полюбуйтесь на неё.
Помните, у Н.В. Гоголя есть песня про Днепр (“Чуден Днепр при тихой погоде…”), а у нашего Абрама Рабкина есть песня про Березинский форштадт, послушайте её: «…Наверно, у Бобруйской крепости, породившей это название, были другие форштадты, но они как-то зачахли, не обрели своей жизни, слились с городом, забылись и исчезли. А этот, Березинский форштадт, прочно обосновался на земле, где малая речушка Бобрулька впадала в полноводную Березину, разросся, деревянно застроился, окружил себя садами и был горд своими особыми нравами и своим особым населением, был вроде бы не то Бобруйск, не то большая бесконечная деревня, но только не какой-то там пригород, а его Самостоятельное Величество Березинский Форштадт».
До войны в Бобруйске жили в основном евреи, белорусская или русская речь звучала довольно редко. Яркие представители еврейской национальности запечатлены на портретах Абрама Рабкина: «Мнуха», «Шифра», «Балагула», «Сапожник старого Бобруйска» и др. Не менее колоритны и образы, представленные в книге «Вниз по Шоссейной». Вот как автор описывает образ и характер своей соседки Матли.
«Лицо Матли, украшенное большим грушевидным запудренным носом и хорошо выдержанными в луковой воде рыжеватыми волосами, было всегда хрустально-красным, каждый сосуд этого лица был настоян на чесноке, который она с Мейшей съедала в огромном количестве, в любой пище и просто так, с чёрным хлебом, лучше со свежей горбушкой, натёртой опять-таки чесноком и намазанной маслом. Говорят, при таком постоянном употреблении чеснока исчезает запах, отпугивающий встречных; он становится лёгким, каким-то спиртовым, даже приятным. А лицо делается красным и отдаёт здоровым жаром».
При чтении книги Абрама Рабкина испытываешь лёгкую грусть и печаль: жаль людей, судьбы которых исковеркала война, жаль ушедшего времени, которое уже не возвратится, но, тем не менее, на страницах её часто встречается слово “счастье”. Всё-таки в то трудное и сложное время люди жили счастливо.
В заключении мне хотелось бы, перефразируя немного слова Абрама Рабкина «Чудесная улица, эта Шоссейная!», сказать вам: «чудесная эта книга «Вниз по Шоссейной»; возможно, самая лучшая книга из всех книг о Бобруйске. Обязательно найдите её и прочитайте, и вы не пожалеете о потраченном на неё времени.
Давайте пожелаем бобруйскому летописцу Абраму Исааковичу здоровья, оптимизма, новых книг и картин.
Татьяна ЕРШАКОВА. Фото Ирины РЯБОВОЙ.
РАНЕЕ НА САЙТЕ:
Абрам Рабкин — «Заслуженный художник Российской Федерации»