Художник Виктор Кнарус: «Хочу поскорее взяться за кисть…»

5003

Виктор Николаевич Кнарус во время открытия своей персональной выставки.Виктор Николаевич Кнарус во время открытия своей персональной выставки.

1958 год. Витя Кнарус (слева) с родителями и братом Володей. 1958 год. Витя Кнарус (слева) с родителями и братом Володей.

На открытии выставки с супругой Людмилой Викторовной и внуками Родионом и Владиком.На открытии выставки с супругой Людмилой Викторовной и внуками Родионом и Владиком.

В эти дни в городском выставочном зале работает персональная выставка бобруйского художника Виктора Кнаруса, посвященная 40-летию его творчества. А мы сегодня в гостях у мастера.

 

Родился: 9 февраля 1954 года в Бобруйске.

Учился: СШ № 19, Бобруйское художественное училище № 15.

Работал: художником в торговле в Минске, в военторге, стройтресте № 13 в Бобруйске, сейчас — художник-оформитель при Бобруйском районном отделе культуры.

Семья: жена Людмила Викторовна — директор зонального архива в Бобруйске, сын Родислав работает наладчиком на завод ТДиА, дочь Арина — в минском театре современной хореографии «D.O.Z.SK.I.», есть два внука.

 

«Мой дед по национальности был немец»

Виктор Николаевич, расскажите о своей семье.

— Родился я в Бобруйске, в доме на улице Дзержинского. Мой отец Николай Феликсович  воевал в партизанском отряде, потом служил в НКВД, КГБ, возглавлял районный отдел милиции, отдел охраны, имел звание полковника. Его уже нет — тихо умер, посмотрев передачу «Поле чудес».

У вас «нерусская» фамилия...

— В преклонные годы отец говорил, что крестился в костеле, а мой дед, то есть, его отец, по национальности был немец. Мать Людмила Касперовна была домохозяйкой, потом работала рисовальщицей на галантерейной фабрике. Старший брат Володя, которого уже нет в живых, был юристом.

С женой, Людмилой Викторовной, мы уже 36 лет вместе. Она работала в школе на районе, была на комсомольской работе, потом перешла в архив. Сын Родислав работает наладчиком на заводе ТДиА. Дочь Арина с детства занималась хореографией, окончила Минский институт культуры, вместе с зятем работают в театре современной хореографии. Кстати, хореографы из их театра выступали на открытии моей персональной выставки. Есть у нас два внука, Родион ходит в школу, а Владик — в детский сад.

 

«Раз шесть «штурмовал» театрально-художественный, не везло, и все»

Как вы стали художником?

— Когда я учился в 19-й школе, меня заметил учитель черчения и рисования Валерий Алексеевич Пригодский. Он вел у нас кружок рисования и посоветовал мне пойти в Дом пионеров к Борису Федоровичу Беляеву. Кстати, у него учился и художник Георгий Поплавский, имя которого носит сейчас художественный музей, другие известные люди. После школы я пытался поступить в «глебовское» училище, но неудачно. Окончил наше 15-е, а потом раз шесть «штурмовал» Минский театрально-художественный институт. Не везло, и все, не хватало баллов, хотя и брал платные уроки в творческих мастерских. Но своего увлечения я никогда не бросал и не представляю себя без него. Вот, я пару лет готовился к этой выставке, долго не брался за кисть и чувствую, что не могу без нее, хочу поскорее приступить к работе.

Потом я устроился работать в Минске, художником в торговле. Два года служил в армии в войсках связи, мы обслуживали ракетные шахты. А после «дембеля» вернулся в Бобруйск, работал немного в военторге художником, потом лет 13 — в стройтресте № 13, и уже лет 20 как художник-оформитель в районном отделе культуры, у меня мастерская в историческом здании библиотеки на Интернациональной улице. Но я жалею, что после службы не вернулся в Минск, на старое место работы. Пошел бы на подготовительные курсы и поступил бы в театрально-художественный…

 

«На выставку потратил 15-17 миллионов рублей»

Вы пишете картины уже сорок лет, а персональная выставка — первая

— Первая в нашем городе, а так я участвовал во многих выставках бобруйских художников, а также в областных и международных выставках. Мои работы выставлялись в польских городах Александрове-Куявском, Чебеж, в болгарском Габрово. В 1988 году был принят в объединение молодых художников и искусствоведов при Союзе художников СССР. А персональные выставки у меня были в Польше, в городах Александров-Куявский, Тихотинек, Влоцлавек. Мои картины представлены в частных коллекциях в странах ближнего и дальнего зарубежья, в том числе в США, Израиле, Китае, Японии. В Бобруйске хотел сделать свою выставку давно, но как-то все отодвигалось…

На выставке представлено более 80 ваших работ. А сколько их всего у вас?

— Лет 20 назад, когда я собирался сделать выставку, у меня было 800 работ. Сколько их сейчас, трудно сказать. Что-то, что мне не нравилось, выбрасывал.

А продавать картины пробовали?

— От заказов не отказываюсь, а вот продавать на улице не могу. Правда, за границей продавал. Сажусь на улице и пишу прямо в рамочку. Идет человек — только начинаю, а возвращается — уже готово, и картину покупают. Так было в Польше, Италии.

Наверное, организация выставки — дело накладное?

— Конечно, она отнимает много времени. А еще нужно приобретать рамки, стекла… Наверное, миллионов 15-17 рублей затратил на подготовку «персоналки». Компенсация же — в основном моральная.

 

«Очень люблю Ван Гога, Шагал нравится»

Виктор Николаевич, как возникают замыслы ваших работ?

— Чисто стихийно. Это может быть даже вдруг подувший ветер.

А вы подражаете какому-либо известному художнику?

— Стараюсь не подражать, но очень люблю Ван Гога, Шагал нравится. Возможно, что-то бессознательно от них переходит и на мои холсты. Все мы у кого-то учимся.

Что у вас в планах?

— Сейчас, вот, отойду от подготовки выставки, и — к мольберту, буду продолжать начатые работы.

А экспонаты с вашей выставки попадут в городскую картинную галерею?

— Вопрос сложный, это как решит местное отделение Союза художников. Но я не против.

Свободное время у художника есть? Чем оно занято?

— Многие годы занимался спортом, восточными единоборствами — каратэ, кунфу, акадо. Но потом оставил это занятие, здоровье уже не то. Рыбалку люблю. Огородом на даче в Бибковщине, которая осталась от тещи, занимается жена. Работать на земле люди, как правило, привыкают с детства. У моих же родителей земли не было, картошку не сажали, а покупали…

Друзей у вас много?

— Есть, конечно. Был у меня школьный друг Олег Рудаков, работал конструктором на заводе, потом в архиве, старался всем помогать. Когда я готовился к выставке, он заходил ко мне, советовались. Есть у меня картина под названием «Конец лета». Так Олег, посмотрев ее, предложил свое название — просто «Конец». И вот судьба: вскоре он погиб, упав с груши и сломав позвоночник. Название картины я не менял. Дружу с известным керамистом Юрием Ивановичем Бовдой, в мастерской которого мы сейчас с вами и беседуем…

 

БЛИЦ-ОПРОС

Кто вы по знаку зодиака? — Водолей.

Ваша любимая книга? — «Дон Кихот».

Фильм, который вам запомнился? — «Полет над гнездом кукушки».

Какую музыку любите слушать? — Рок-н-ролл.

Ваше любимое блюдо? — Макароны.

Что предпочитаете выпить? — Водку.

Любимое животное? — Собака, но животные должны жить на воле.

Место, где вам хотелось бы побывать? — За рубежом. Кстати, я объехал почти всю Европу.

Верите ли вы в жизнь после смерти? — Не сомневаюсь, что она есть.

 

Александр УДОДОВ. Фото Александра ЧУГУЕВА.

 

Бумажные журавлики, 1986 г, хмДевушка с площади Сан-Марко, 2002, х/мВена, 2005, бумага, акварель

Представляем некоторые работы Виктор Кнаруса

Нажмите на картинку, чтобы открыть большое изображение.

Бег, 1989, х/мПеред закатом, 1981, х/м
Начало, 2001 г, х/мАллегория-1, 1989, х/м
Пробуждение Стрелектции,2006,х/мДлинная дорога ведущая... 2001, х/м
Аллегория-2, 1989 г, хмОблако, 1970, х/м
В небе над Парижем, 2011, х/мЗебра, 2005, х/м
Путешествие на коте, 1992, х/мНебесная улитка, 2010, х/м
Подсолнухи на серебристом фоне, 2002, х/мПродавец попугаев, 2009, х/м