Бобруйский художник Виктор Кнарус.
, посвященная 40-летию творческой деятельности художника.
Четыре десятилетия – срок немалый. За это время сменялись поколения, художественные направления и даже целые социальные эпохи. Не менялся лишь художник. Он неизменно оставался верен призванию и выражал свое видение времени и жизни однажды выбранным способом — с помощью кисти и холста.
Для Виктора Николаевича эта персональная выставка первая. И это за сорок лет! Мог ли он организовать свой творческий отчет ранее? Да, безусловно, мог. Но, как сам он признается, задачи такой не ставил. В строгом соответствии с законами диалектики, количество должно было превратиться в качество. Впрочем, художник явно скромничает: материал на выставке представлен богатейший – более восьмидесяти живописных полотен и акварелей полностью занимают два экспозиционных зала и встречают зрителя уже в фойе.
Аллегорическое полотно «Путешествие на коте».
Случайно или нет, первое в экспозиции – аллегорическое полотно «Путешествие на коте» (1992), где в четырех фигурках «наездников» на спине гигантского белого кота, бредущего сквозь фантасмагорический ландшафт, легко угадывается сам художник и члены его семьи: супруга, сын и дочь. И это — своеобразный ключ к концепции всей выставки. Кнарус не навязывает зрителю четко очерченной стилистики. Напротив, он по-хорошему эклектичен. Он приглашает в путешествие по собственной художественной вселенной, больше всего напоминающей обжитую квартиру, полную воспоминаний, мыслей и дорогих сердцу вещей, где вольготно живется аллегориям, метафорам, иллюзиям и аллюзиям.
Последние – одновременно и дань творчеству коллег, и поиск собственной изобразительной манеры. К примеру, полотно «Бег» (1989) – это, без сомнения, мотив Владимира Рубцова с его драматичными образами и темпераментной манерой письма. А вот еще студенческое «Облако» (1970) – это одновременно и лиричный Владимир Самочернов, и сдержанный Семен Абрамов.
Творческое вдохновение художник черпает из самых неожиданных вещей. Так прогулка по дождливой Интернациональной стала для Виктора Кнаруса поводом задуматься о природной красоте обычной улитки. И в художественном преломлении родилось полотно «Небесная улитка» (2010), где раковина моллюска обыгрывается как спираль времени. Довольно философский подход, не правда ли?
На открытии выставки.
Глубокие размышления о времени и месте человека в жизни «зашифрованы» в многочисленных аллегориях на полотнах Виктора Кнаруса. Не случайно под некоторыми из них – цитаты из классической средневековой китайской и японской поэзии: хайку Мацуо Басё или стихотворные повести Лин Мэнчу и Фэн Мэнлун. Художник явственно ощущает свою вовлеченность в общечеловеческую культурную канву, и неспешно но методично вышивает на ней свой собственный неповторимый орнамент.
И все же подлинный лирик Кнарус обнаруживает себя в акварелях. Сложная графическая техника дается ему легко, как дыхание и звучит при этом светло и чисто, как мелодия флейты. Очень жаль, что на выставке представлено так мало акварелей. Зачастую самая изысканная метафора тускнеет перед простым изяществом мокрой бумаги.
Поздравить Виктора Николаевича с открытием его первой персональной выставки пришли его коллеги-художники и многочисленные зрители. Со словами благодарности за значительный творческий вклад в культурное наследие нашего города в адрес художника выступили начальник отдела культуры Бобруйского горисполкома Ирина Роскач, начальник отдела культуры Бобруйского райисполкома Александр Воликов, директор библиотечной сети Бобруйского района Любовь Схаба, председатель профсоюза работников Бобруйского района Светлана Грищенко и другие.
Выступление театра современной хореографии «D.O.Z.SK.I.».
На церемонии торжественного открытия выставки выступили инструментальный ансамбль «Бурлеск» детской музыкальной школы №1 и солисты театра современной хореографии «D.O.Z.SK.I.».
Александр ЧУГУЕВ, фото автора.
Другие фото с открытия выставки смотрите в нашем фоторепортаже от 10 октября
Представляем некоторые картины Виктор Кнаруса
Нажмите на картинку, чтобы открыть большое изображение.
Бумажные журавлики, 1986 г, хм | Девушка с площади Сан-Марко, 2002, х/м | Вена, 2005, бумага, акварель |