Директор Каменского дома-интерната Галина Савченко: «Людей, оторванных от дома, надо навещать»

8937

Директор Каменского психоневрологического дома-интерната Галина Николаевна Савченко.Директор Каменского психоневрологического дома-интерната Галина Николаевна Савченко.

Епископ Бобруйский и Быховский владыка Серафим и Галина Савченко в часовне Святого Луки, расположенной на территории КаменскогоЕпископ Бобруйский и Быховский владыка Серафим и Галина Савченко в часовне Святого Луки, расположенной на территории Каменского дома-интерната.


Цитата: «Мы не запрещаем, если больной хочет помочь санитарочке кровать перестелить...»

 

Родилась: 19 ноября 1953 года в деревне Князевка Краснопольского района.

Училась: окончила Глусскую СШ №2, Могилевский пединститут, Высшую партийную школу при ЦК КПБ.

Работа: начинала учителем в Новоельнинской средней школе Краснопольского района, работала в Глусском, Кировском райкомах комсомола, Могилевском обкоме комсомола, вторым секретарем Мстиславльского райкома КПБ, заведующей райсобесом Мстиславльского райисполкома, с мая 2001 года – директор Каменского дома-интерната Бобруйского района для психоневрологических больных.

Заслуги: награждена медалями «За трудовые заслуги» и Святой Преподобной Ефросинии Полоцкой.

Семья: сын Богдан - студент лесохозяйственного факультета Белорусского государственного технологического университета.

10 января 2012 года в Каменском доме-интернате для психоневрологических больных открылась часовня Святого Луки, и директор этого учреждения Галина Николаевна Савченко была награждена медалью Святой Преподобной Ефросинии Полоцкой за внимание к усердным трудам во славу Церкви Божией. А еще она была занесена на Доску почета Минтруда и соцзащиты за достижение высоких результатов по итогам 2011 года.

 

«Сначала испугалась и решила, что не смогу здесь работать…»

Галина Николаевна, расскажите немного о себе, каким был ваш путь к нынешней работе?

— Работа отца, Николая Петровича, была связана с лесным хозяйством, и его переводили из одного района в другой, последняя должность – директор Глусского лесхоза. Естественно, переезжала и семья, потому я училась в разных школах – в Краснопольском, Славгородском районах, а закончила десятилетку в Глуске. Затем, окончив Могилевский пединститут по специальности «Белорусский язык и литература», работала в Новоельнинской школе на Краснопольщине. К сожалению, эти чудесные места накрыло чернобыльское облако… Ну, а потом была на комсомольской и партийной работе: секретарем Глусского РК ЛКСМБ, заведующей отделом пропаганды обкома комсомола, первым секретарем райкома комсомола и заведующей отделом пропаганды райкома партии в Кировске, после окончания партшколы – секретарем, вторым секретарем РК КПБ в Мстиславле, а после «перестройки» заведовала райсобесом в этом райцентре.

В 2001-м году мне предложили возглавить Каменский дом-интернат. Начинала в полном незнании этой работы, системы. В первые дни промучилась – куда ни пойду, заблужусь и не знаю, как выйти, ведь территория дома большая. Если бы не столкнулась с этой работой, не знала бы, что в обществе существует такой пласт жизни. И хотя по роду прежней деятельности мне приходилось сталкиваться с образованием и здравоохранением, вообще был широкий круг общения, в некоторой степени я испугалась и решила, что это не мое. Собралась отвезти ключи начальнику областного управления, извиниться и сказать, что не смогу здесь работать. Но в этот день кто-то зашел ко мне, отвлек и я не смогла поехать… Так и осталась, здесь уже 11 лет.

 

«Работа санитарок требует напряжения душевных и физических сил»

Судя по тому, что Каменский дом-интернат считается лучшим в области, а ваша фамилия занесена на республиканскую отраслевую Доску почета, остались не зря…

— Возможно, но одна я бы ничего не сделала, а с людьми можно сделать многое. За 11 лет я никого не уволила из коллектива, если кто и уходит, то по другим причинам. В штате у нас 180 человек. В основном это санитарки, медсестры, три врача, рабочие. Больше всего в коллективе санитарок – 150 человек, но текучесть их немалая. Ведь работа у персонала круглосуточная, посменная, а требования высокие. Зарплата у санитарок 1,8-2 миллиона рублей. И хотя не нужна высокая квалификация, эта работа требует напряжения и душевных, и физических сил. Ведь за людьми с психическими расстройствами нужно убрать, накормить их, помыть и переодеть, уложить спать. И не только досматривать больных нужно, но и чем-то занять их. У одного интерес к рисованию, у другого к плетению, и им надо дать возможность заниматься своим увлечением. Мы не запрещаем, если больной хочет помочь санитарочке кровать перестелить, стол передвинуть и т. д.

С какими заболеваниями и в каком возрасте к вам попадают люди?

— По путевкам областного комитета по труду, занятости и соцзащите к нам привозят людей с диагнозами шизофрения, болезнь Дауна и другими психическими нарушениями. А возраст может быть и 18 лет, и 90. Три жилых корпуса дома-интерната рассчитаны на 360 человек, но проживает в них на несколько больных больше, потому что существует очередь.

А дети, родственники больных навещают их?

— Навещают, но очень мало – процентов 15-17. Люди стареют, связи утрачиваются. Некоторые больные скучают, просятся домой, их не устраивает жизнь по распорядку, обстановка. Таких людей, оторванных от дома, надо навещать, чтобы они не чувствовали себя брошенными, чтобы им жилось спокойнее. А вот молодые, которые и раньше жили в интернатах, привыкают быстро.

Больные у вас работают?

— Проживающие должны заниматься трудотерапией. Если позволяет здоровье – 4 часа в день, если есть какие-то нарушения – 2 часа. Но из 360 наших проживающих, по заключению врачей, только 92 могут выполнять несложную работу.

Имеют ли люди деньги на личные нужды?

— В их распоряжении остается 10 процентов от пенсии. На каждого открыт личный счет, и с него, по решению попечительского совета, снимаются деньги на покупку сигарет, предметов для бритья, туалетной бумаги, кто-то просит купить йогурт, колбасу, шампунь и т. д. Делаем подарки к Новому году, проводим соревнования, другие культурно-массовые мероприятия.

А так называемые «буйные» есть, и изолируете ли их?

— Есть всякие, но за ними следят доктора. Если плохо стало человеку, временно помещаем его в изолированное помещение, где есть и смирительный пояс, и рубашка. Но только для того, чтобы человек пришел в себя. А так, за плохое поведение, не практикуем закрывать человека.

Проводы в последний путь также на вас?

— Если похоронить усопшего изъявляют желание родственники, не препятствуем этому. В обратном случае делаем это сами – у нас есть кладбище, ритуальная комната, и стараемся по-людски, по-христиански попрощаться с человеком.

Многие бобруйчане помнят, как у шоссе возле дома-интерната стоял человек в фрагментах военной формы и отдавал проезжающим честь, появлялся он и в центре города…

— Это был Витя Ковалев, он и сейчас у нас проживает, но выпускать больных за пределы территории интерната теперь нельзя.

 

«У нас у каждого свой кусочек земли»

Галина Николаевна, территория дома-интерната удивляет чистотой и порядком, зеленью и цветами, резными фигурками, у вас даже церковь построена. Все это своими силами?

— Конечно. Территория занимает 15 гектаров, и каждый из персонала, в том числе и директор, имеет свой кусочек земли – то ли газон, то ли участок сада или свекловичную грядку. На них и работаем, каждый отвечает за свой кусочек, таков порядок. В церковь приезжают священники, проводят службы, беседуют с проживающими.

Подсобное хозяйство у вас большое?

— Выращиваем картофель, свеклу, другие овощи, у нас 41 голова крупного рогатого скота, в том числе 10 дойных коров, свиноферма,100 га земли, так что полностью обеспечиваем проживающих мясом, молоком, картофелем, овощами. В штате подсобного хозяйства 9 человек, у них полный набор сельскохозяйственной техники.

А чем вы увлекаетесь в свободное время?

— Увлекаюсь теперь только работой, провожу здесь большую часть времени. А еще люблю читать и перечитывать в основном советскую, белорусскую классику. Например, «Тихий Дон» Шолохова, «Колосья под серпом твоим» Короткевича, стихи Кулешова, произведения Павло Загребельного. С возрастом открываешь их для себя как-то по новому, с неизвестной стороны.

О семье расскажите.

— Жизнь было разбросала нас, и собрались только в зрелом возрасте – мать Татьяна Андреевна, сестра, брат, отца уже нет. Сын Богдан учится на лесохозяйственном факультете университета. Он пошел по стопам деда, проблем при выборе профессии не было.

Александр УДОДОВ. Фото автора и из архива гостьи.

НАША АНКЕТА

Кто вы по знаку зодиака? - Скорпион.

Ваше любимое людо? - Наверное, драники.

Что предпочитаете из спиртного? - Водку.

Любимый цвет? - Зеленый.

Что любите читать? - Классику, прессу.

Фильм, который вам запомнился? - По-новому пересматривала и воспринимала «Тихий Дон», даже кассету с ним купила.

Какую музыку любите слушать? - Песни Кадышевой, Зыкиной.

Место, где вам хотелось бы побывать? - В Швейцарии, хочется посмотреть там уклад жизни, что-то полезное.

Верите ли вы в жизнь после смерти? - Нет, хотя и близка к церкви. Жизнь материальна.