Бутылки в Бобруйске принимать не будут. Кто пострадает?

3181

«Стекляшка» на улице Лынькова в Бобруйске.«Стекляшка» на улице Лынькова в Бобруйске.

Цены на стеклотару.Цены на стеклотару.

С 1 июля 2012 года начнет действовать новый технический регламент Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, который запретит повторное использование стеклянной возвратной тары для розлива алкогольных напитков. Цель  этого — сделать продукцию более безопасной  для здоровья.

Ляжет неподъемной ношей

Это нововведение поставит производителей спиртных напитков в еще более  сложное  экономическое положение. Так считают и на Бобруйском  заводе напитков, который производит плодово-ягодные вина.

—  Мы выпускаем 40-45 тысяч декалитров вина в месяц, для розлива которого требуется 400 тысяч полулитровых бутылок и 360 тысяч стеклотары объемом 0,7 литра, — сообщил начальник отдела маркетинга предприятия Юрий Каранец. — И на 100 процентов мы работаем на оборотной таре. Большую ее часть покупатели вина возвращают через приемные пункты, недостающие объемы приходится закупать в соседних областях, но это тоже недорогая «бэушная» бутылка.  Если нам придется постоянно покупать новую бутылку, которая как минимум в два раза дороже старой, это ляжет на предприятие неподъемной ношей. Мы обращались с письмом в Госстандарт, объясняли, что нельзя вводить такой запрет, он подкосит производителей, у которых и без того с финансами сегодня туго. Кроме того, может возникнуть острая проблема с бутылками — например, винную у нас в стране выпускает только стеклозавод «Неман» в Гродно. Справится ли он, если потребность вырастет в разы? Уже сейчас нам сказали на заводе, чтобы ждали новую тару лишь в декабре.

А покупать стеклотару в России нам тем более не по карману. Во-первых, трудно сказать, какую цену «заломит»  производитель, во-вторых — это валюта… Дополнительные расходы придется заложить и в стоимость нашей готовой продукции, что, конечно же, не обрадует покупателя. Кстати, принято решение уже с 1 ноября включать стоимость бутылки в цену товара, а еще, как вы знаете, с этого же числа повышаются акцизы на алкоголь. Некоторые частные фирмы предлагают нам бутылку по 3,5 тысячи рублей. Но разве реально купить у них тару за такую цену? Думаю, усилия сейчас стоило бы направить на качественную организацию сбора стеклотары. В Бобруйске, например, этим занимается лишь один индивидуальный предприниматель, у которого по городу 3-4 приемных пункта, чего крайне недостаточно!

Что касается якобы угрозы здоровью при использовании возвратной тары, то это блеф. На каждом предприятии пищевой промышленности очень жесткий контроль безопасности и качества, в том числе и мойки посуды. У нас, например, никаких проблем с качеством не возникало — есть своя лаборатория, бутылки тщательно моются, нас проверяет санстанция…

Сдают ли европейцы бутылки?

В Европе сбор бутылок организован хорошо. В Германии и Прибалтике в свое время нельзя было в магазинах купить спиртное местных производителей, если взамен не принес пустую тару.

Там не только интересы предприятий защищают, но и о чистоте  улиц заботятся. Ведь если бутылки перестанут принимать — горы стеклянного мусора вырастут. В странах Евросоюза использование вторичной тары считается приоритетным, поскольку это не только улучшает экологию, но и позволяет сберечь до 75% электроэнергии, которая понадобилась бы на изготовление нового «стекла», экономятся миллионы тонн кварцевого песка и прочих материалов.

А как у нас?

Действительно, в Бобруйске приемных пунктов стеклотары негусто, к тому же не привлекают цены на сдаваемые бутылки. Утром в минувшую пятницу поинтересовался у пенсионера Володи с улицы Рокоссовского, который с двумя сумками бутылок собирался их сдавать, где и почем принимают тару. Он без энтузиазма констатировал:

— Вчера сдавал в «стекляшке» на Лынькова, так за полулитровую дали всего около 200 рублей. А когда сдал, узнал, что в «Жалейке» на Ульяновской принимали по 500 рублей за 0,5 и по 700 за 0,7 литра. Словом, не повезло…

В «стекляшку» я и отправился. С утра там сдатчиков не было. Прейскурант цен действительно не привлекательный. Когда начал их фотографировать, услышал от приемщицы: «Кто разрешил?» Более агрессивно был настроен небритый и помятый грузчик, преградивший мне путь из «стекляшки», и лишь услышав предупреждение о возможности вызова милиции, он освободил дверь. Координаты хозяев приемного пункта его работники назвать категорически отказались.

— До сегодняшнего дня (четверга — авт.) мы принимали в своих магазинах и закупали в других точках полулитровую бутылку за 500 рублей, а 0,7-литровую — за 700, — сказал начальник отдела маркетинга завода напитков Юрий Каранец. — С сегодняшнего же берем и ту, и другую тару по 850 рублей.

О том, как организован прием стеклотары в Бобруйском районе, сообщила начальник коммерческого отдела райпо Татьяна Розум:

— Прием бутылок ведется во всех наших магазинах, забирают их Климовичский ликеро-водочный завод, Бобруйский завод напитков и другие производители. Открыли новый приемный пункт в Бортниках, который принимает стеклопосуду три раза в неделю. Сдатчикам платим 350 рублей за бутылку 0,5 и 400 — за бутылку 0,7 литра. Но с 1 ноября эти цены повышаются...

Что касается сдатчиков посуды, то это, как правило, люди пенсионного возраста, неработающие и любящие выпить «винца», есть и малообеспеченные граждане. Они собирают выброшенные бутылки во дворах и лесопосадках, вытаскивают из мусорных контейнеров, причем у многих есть «свои зоны» и с конкурентами они не ладят, порой с кулаками их прогоняют. Как бы то ни было, они зарабатывают  и копейку, и чистоту в городе поддерживают. А что будет, когда тару не станут принимать?..

Александр УДОДОВ. Фото автора.

РАНЕЕ НА САЙТЕ:

Вы спрашивали. Где в Бобруйске сдать стеклотару?