Председатель Бобруйского городского Совета депутатов Михаил Ковалевич: «Я всю жизнь занимаюсь общественной работой»

5006

Михаил Сидорович Ковалевич в редакции «Вечернего Бобруйска».Михаил Сидорович Ковалевич в редакции «Вечернего Бобруйска».

На демонстрации во время учебы в техникуме, 1974 год. На демонстрации во время учебы в техникуме, 1974 год.

Михаил Ковалевич на присяге, декабрь 1974 года. Михаил Ковалевич на присяге, декабрь 1974 года.

Слева направо: супруга Наталья Павловна, Михаил Сидорович с внуком в гостях у директора Московского цирка. Слева направо: супруга Наталья Павловна, Михаил Сидорович с внуком в гостях у директора Московского цирка.

Михаил Сидорович с Вахтангом Кикабидзе и директором фабрики «Славянка» Тимуром Бочоришвили после концерта певца.  Михаил Сидорович с Вахтангом Кикабидзе и директором фабрики «Славянка» Тимуром Бочоришвили после концерта певца.

С участниками «Золотого шлягера», 1998 год. С участниками «Золотого шлягера», 1998 год.

Внук Сергей и приемная дочь Елена на даче. Внук Сергей и приемная дочь Елена на даче.

Цитата: «Родители мои были простыми крестьянами»

 

Родился: 23 мая 1954 года в деревне Бобрик Пинского района Брестской области.

Учился: После окончания 8 классов поступил в Минский радиотехнический техникум на отделение «Радиоаппаратостроение», позже окончил Московский институт связи.

Работа: В 1976 году, после службы в армии, начал работать по своей основной специальности — радистом на радиоузле в Бобруйске.  10 лет отработал в узле связи — техником, электромехаником, инженером. С 1985 по 1990 годы — в партийных органах, с 90 по 95 — на малом предприятии «Контакт-сервис» (занимался организацией туризма), с 1995 по 2001 — зам. председателя горисполкома. В 2001 году в  связи с реорганизацией был переведен на должность директора центра занятости, где отработал 2 года. В 2003 году снова был назначен заместителем председателя горисполкома. С 6 июня этого года — председатель Бобруйского городского совета депутатов.

Семья: Супруга Наталья Павловна уже на пенсии, работала в общепите —  зав. производства, и зам. директора, директором столовой ОРСа железной дороги. Сыну Дмитрию 37 лет, не работает по причине длительной болезни. Сын Александр окончил радиотехнический институт (ныне  университет информатики и радиоэлектроники) в Минске, работает начальником отдела  на ОАО «Белшина». Внук Сергей учится в аграрно-экономическом техникуме, внучка София в этом году пошла в 1 класс СШ №27. В семье воспитываются трое приемных детей.

 

«В 6 классе у меня появилась тяга к радиоэлектронике»

Михаил Сидорович, хотелось бы начать беседу с интересного, но малоизвестного факта, вашей биографии. У вас в семье, помимо двоих родных детей, воспитываются дети-сироты. Расскажите об этом немного. И как вы решились на такой непростой шаг?

— Да, у нас в семье растут 3 девочки-сироты 6, 11 и 15 лет — Лена, Даша и Ксения, они учатся в 27-ой школе. Кстати, у них очень интересные фамилии — Скарина, Романова и Вавина. Так случилось, что соседи по даче наших родственников погибли, у них осталась дочь, нам с женой ее стало жаль, и мы решили взять ее на воспитание. Потом еще взяли двоих девочек-сирот из детского дома. Конечно, с ними бывает трудно. Основная заслуга в воспитании детей принадлежит моей супруге Наталье Павловне. Очень важно, чтобы ребенок до 18 лет  видел нормальную жизнь, общался с нормальными людьми, именно в этом возрасте формируются жизненные ценности, мировоззрение. А гены? Это не основополагающий фактор в формировании личности. Я долгое время был председателем комиссии по делам несовершеннолетних, и через меня прошло много судеб подростков. Иногда бывает — родители хорошие, гены хорошие, откуда все это берется?

А вы верующий человек?

— Исходя из моего образования, я больше материалист. Хотя с уважением отношусь к тем людям, которые верят. У меня мать была верующей, впрочем, не до фанатизма. Это сложный вопрос. Когда я был зам. предом горисполкома, и вел вопросы религиозных отношений, часто у нас за столом собирались представители 16 конфессий, и каждый доказывал, что его вера самая лучшая и самая правильная.

Бобруйская крепость, 16 сентября 2010 года. Епископ Бобруйский и Быховский Серафим, начальник отдела культуры Бобруйского горисполкома Вадим Щербич и в то время еще зампредседателя бобруйского горисполкома Михаил Ковалевич в ожидании митрополита Филарета.

Михаил Сидорович, а в какой семье вы выросли?

— Я родился в самой глубинке Полесья, примерно эти места описываются в известном романе «На Ростанях». Родители мои были простыми крестьянами, воспитывали 5 детей. Я был 4 ребенком, первым долгожданным сыном для отца. Когда я родился, папе был 41 год, он так хотел сына, что я рос все время при нем. Сейчас мои братья и сестры уже на пенсии, все живут на Пинщине.

Судя по выбору СУЗа, у вас с детства интерес к технике?

— Да. 60-ые годы у нас, если помните, — это первый полет в космос, сборка первых детекторных приемников. До этого кроме проводного вещания ничего не было. Я класса с 6-го выписывал журнал «Юный техник», тогда у меня проявлялась тяга к радиоэлектронике. Потому выбор мной техникума был неслучаен. Хотя тогда на отделение «радиоаппаратостроение» конкурс доходил до 15 человек на место, но меня  взяли, так как 8 классов я закончил с отличием.

Михаил Сидорович, а что вас привело в Бобруйск?

— Со своей будущей супругой мы познакомились на 4 курсе техникума,  она училась там же на специальности «Полупроводники». Мы поженились. Потом я ушел в армию, отслужил 2 года, и в 76 году приехал в Бобруйск — на родину моей жены. Так и остались здесь. Я уже считаю Бобруйск своим городом, ведь здесь прошла большая часть моей сознательной жизни. При мне здесь произошло очень много важных событий, в которых я принимал самое непосредственное участие.

 

«К советским временам отношусь уважительно»

Михаил Сидорович, вы, оказывается, закончили технический ВУЗ, столько лет работали по специальности. А мы привыкли вас видеть совсем в другом качестве…

— Да, я в молодости занимался техникой, у меня это неплохо получалось. Даже будучи старшим электромехаником на узле связи, получил свою первую награду — почетную грамоту президиума Верховного Совета БССР. Но я всю жизнь параллельно занимался общественной работой. Еще в техникуме принимал участие в общественной жизни, и в армии был  секретарем первичной комсомольской организации. Когда работал на Узле связи — секретарем парторганизации. В 85 году меня пригласили работать в Ленинский райком партии. В течение года работал в отделе организационно-партийной работы, затем в горкоме, а потом вернулся в райком уже в качестве заведующего отделом райкома партии. В 91 году, когда развалился Союз, я был заместителем заведующего идеологическим  отделом Бобруйского горкома партии.

А сейчас вы состоите в партии? Как относитесь к недавно прошедшему празднику 7 ноября?

— Нет, сейчас я не состою ни в одной из партий. А к этому дню отношусь очень уважительно, ведь тот строй имел массу преимуществ. Главное из них — все были равны, человек мог реализовать себя исходя из своего таланта, целеустремленности, а не благодаря связям и материальному положению родителей. Я, будучи молодым человеком из глубинки, поехал в Москву, без проблем поступил в институт, закончил его с отличием.

Михаил Сидорович, вы в Бобруйске общались со многими известными людьми, которые были значимыми фигурами в городе, внесли большой вклад в его развитие. Кто из них как-то повлиял на вас, оставил след в вашей жизни?

— Я общался со многим личностями, которые меня многому научили. Когда только пришел с армии и работал на Узле связи, мне посчастливилось трудиться со старшим электромехаником Михаилом Фомичем Ковалевым. Ему тогда было лет 65, он прошел войну. Это был настоящий наставник, который личным примером показывал молодежи, как надо работать, относиться к семье. К сожалению, он уже ушел из жизни. Важные личности в моей жизни — это Виктор Павлович Алимбочков, Николай Николаевич Жук, Юрий Сергеевич Бондаренко, Александр Николаевич Куличков, Анатолий Тихонович Глаз, Владимир Федорович Романовский, Галина Радионовна Маликова, Лидия Сергеевна Богданова и многие другие. В свое время это были первые лица города. Главное, чему я у них научился — любить свой город, болеть за него. В тевремена Бобруйск очень бурно развивался, в плане строительства, промышленности. Мы много бывали на предприятиях, в трудовых коллективах, я знал всех руководителей до уровня начальников цехов.

 

«Необходимо менять психологию людей»

Михаил Сидорович, недавно исполнилось ровно пол года, как вы занимаете должность председателя горсовета депутатов. Уже можете подвести какие-то итоги своей работы?

— Я бы еще не стал подводить итоги. Дело в том, что механизм исполнительной, особенно законодательной власти вообще инертен, и сказать, что за пол года можно что-то коренным образом поменять, нельзя. Законодательная власть действует в рамках Закона о местном управлении и самоуправлении. Задача депутатского корпуса, на мой взгляд, в полной мере аккумулировать и претворять в жизнь требования, желания основной массы населения города. Есть вещи, которые относятся к исключительной прерогативе депутатского корпуса — утверждение программы социально-экономического развития, бюджета и отчета об исполнении бюджета. Вот используя эти механизмы, нужно добиваться того, о чем я сказал.

Сейчас мы очень плотно работаем над проектом программы социально-экономического развития на 2011-2015 годы. К сожалению, из-за тех событий, которые происходят в экономике, есть в этом плане определенные трудности. Но вместе с тем в Бобруйске за это время прошла выездная учеба депутатов Могилевского областного совета, областного городского совета, представителей национального собрания. Я считаю, что это очень хорошая форма работы, когда депутаты различных уровней встречаются на какой-то территории, и напрямую обсуждают проблемы.

—   Есть и у вас лично какие-то идеи, которые хотите воплотить в жизнь?

— Моя главная идея — чтобы у нас в каждом микрорайоне, на каждой улице был человек, которому граждане доверяют, к которому могут прийти с наболевшим, со своими предложениями. Это и есть местное, территориальное самоуправление. Они у нас в определенной степени реализованы, но еще есть над чем работать. Необходимо менять психологию людей, чтобы каждый чувствовал свою причастность и ответственность за происходящее.

Михаил Сидорович, раньше вы представляли исполнительную власть, сейчас представляете законодательную. Можно ли сравнить — где интереснее, где сложнее, где интереснее?

— Везде работа сложна  ответственна. Но, наверно, здесь больше ответственности, потому что есть вещи, которые совет должен утвердить, и на этом поставить точку.

 

«Я не знаю еще ни одной разумной идеи, которая в городе не была бы поддержана»

Михаил Сидорович, вы причастны к созданию многих памятников в Бобруйске. На ваш взгляд, каких еще памятников не хватает в городе?

— Сейчас обсуждается идея создания на территории крепости памятника людям, имеющим отношение к ее созданию. Я поддерживаю Дмитрия Михайловича Бонохова в этой идее. Ведь тема  крепости и тема Бобруйска неразрывно связаны. Сама бобруйская крепость является памятником, и очень хочется, чтобы все планы по ее реконструкции были воплощены в жизнь. Положительно отношусь и к памятникам городской среды, таким как наш бобр, которые органично вписываются в среду, и каким-то образом подчеркивают местный колорит, связаны с историей города. Есть идея около памятника Дунину-Марцинкевичу в городском парке сделать фигуры персонажей лучших произведений классика, как в Минске на площади Якуба Коласа.

На юбилейном вечере в честь 60-летия ведущего артиста театра им. Дунина-Марцинкевича, ветерана бобруйской сцены Александра Парфеновича 1 октября 2010 года.

Как-то в городе обсуждалась тема создания памятника Шуре Балаганову…

— Честно говоря, к этому я отношусь весьма скептически — поставить рядом с рынком Шуру Балаганова, который украл гуся и с ним удирает… Хотя Ильф и Петров упомянули о Бобруйске, это не значит что деятельность Шуры Балаганова связана с Бобруйском. Есть более достойные личности и персонажи произведений, имеющие к нашему городу непосредственное отношение.

В свое время говорили о проведении в городе Дня бобра.

— На сколько я помню, речь шла о празднике картошки, а в рамках его предлагали проводить День бобра. Мысль отличная. Но нужно, чтобы была группа заинтересованных людей, которая взяла бы организацию на себя, а не просто выдвинула предложное. На мой взгляд, такие мероприятия нужно проводить в рамках Дня города. Ведь это все очень сложно организовать. Бобруйск и так имеет 4 проекта, носящих международный характер, а еще спортивные мероприятия международного уровня на «Бобруйскарене».

Сейчас обсуждается еще одна очень хорошая идея — проведение Дня еврейской культуры в рамках Дня города. Хорошее предложение — приглашать на этот праздник известных евреев с разных стран, которые когда-то жили в Бобруйске. Я не знаю еще ни одной разумной идеи, которая в городе не была бы поддержана.

Михаил Сидорович, в свое время вы курировали городские СМИ. Как складывались отношения?

— В этом смысле у нас город довольно специфичен. Мы имеем 8 печатных изданий, из которых только одно государственное. С моей точки зрения, это хорошо. Потому что каждая газета имеет свой круг читателей, и если нормально выстраивать взаимоотношения власти с прессой, то ей проще донести свою точку зрения до различных категорий. Да, мы имеем свой печатный орган, но ведь не все бобруйчане читают только «БЖ».

Порой нам — работникам СМИ трудно получить ту или иную информацию от чиновников.

—  Мы должны в первую очередь отдать информацию в свой печатный орган, на свой официальный сайт. А во-вторых, иногда журналисты, побывав на планерке в горисполкоме, или поговорив с каким-то руководителем, такое напишут… Хотя я считаю, что с прессой всегда нужно находить взаимопонимание.

 

«Кризис меня коснулся, как и всех»

Нельзя сегодня обойти тему финансового кризиса. Вас он коснулся, как человека?

— Конечно, меня он коснулся, как и всех. Приходится немножко себя ограничивать в каких-то вещах. Хорошим подспорьем для моей семьи является  дача, у нас в подвале очень много консервации, капусточки квашеной, моченой антоновки. Мы с женой сами все делаем, и детей приучаем.

Дача у вас большая? Что там выращиваете?

—  Дача у нас в Вербках. У меня и у сына по 10 соток. Растим все — овощи, цветы, и сад есть. Я и сам увлекаюсь цветами, у нас несколько видов роз, георгины, клематисы, много многолетников разных. Еще на даче держим живность.

Чем вы еще занимаетесь в свободное время?

— Мы любим семьей выезжать на природу, за грибами, на рыбалку иногда даже с ночевкой,  у меня палатка есть. Трудно назвать это хобби, скорее это образ жизни.

 

НАША АНКЕТА

Кто вы по знаку Зодиака? — Близнец.

Ваш любимый цвет? — Зеленый.

Любимое блюдо? — Фаршированная рыба, лучше щука, но и карп ничего.

Что предпочитаете выпить? — Если приходится, предпочитаю коньяк.

Ваше любимое животное? — Не знаю. Дома была собака, но, учитывая большое количество детей, решили не держать дома животных.

Фильм, который вам запомнился? — «17 мгновений весны». Отношу себя к почитателям  творчества Юлиана Семенова.

Ваше любимая книга? — «Момент истины» Владимира Богомолова. Караткевича очень люблю, часто перечитываю многие его произведения.

Какую музыку любите слушать? — Любимый исполнитель — Юрий Антонов, очень многие его песни ассоциируются у меня с юностью.

Верите ли вы в жизнь после смерти? — Поскольку материя не исчезает, то структура вещества, из которого человек состоит, каким-то образом сохраняется. Но назвать это жизнью…

Место, где вам хотелось  бы побывать? — Мне нравится Беларусь. Отпуск провожу всегда здесь.

Беседовала Ирина РЯБОВА.

Фото автора, из семейного альбома гостя и архива фотохроники bobruisk.ru.