Актуальная тема. Гастарбайтеры: исход строителей из страны

2565

Было время, что в нашу республику приезжали строители из других стран. Но вот грянул финансово-экономический кризис, и уже наши строители стали  подыскивать работу за пределами Беларуси. Пусть пока этот «исход» не приобрел массового характера, но тенденции внушают тревогу. В Бобруйске практически каждый начальник строительной организации столкнулся с проблемой оттока строителей в Россию. И это несмотря на то, что им не идет трудовой стаж, что у них бытовые неудобства, проживание вдали от семей, что есть вероятность обмана и т.д. Что же ищут белорусские гастарбайтеры?

«Вполне приемлемая зарплата»

Рассказывает Николай М., 27 лет:

– В Россию на заработки я с ребятами езжу уже четыре года. Наша бригада состоит из полутора десятков человек. Старший, мы его называем директором, находит работы и организации, и потом мы едем в тот или иной город. Чаще всего это Нижний Новгород и Москва. Но бываем и в отдаленных уголках Российской Федерации. Занимаемся отделочными работами. Кто-то, как я, уже имеют достаточный опыт, работают быстро и качественно, но есть и подсобные рабочие. Жилищная проблема у нас решается просто: снимаем 2 – 3-комнатные квартиры, в которых живем по 4 – 5 человек. Рабочий день 8 часов. Некоторые белорусы договариваются с работодателями на 12-часовой рабочий день. У нас за 8 часов работы выходит: около 1500 российских рублей (для квалифицированных рабочих) и 1000 – 1200 рублей – для подсобников. За месяц получается не меньше 20 тысяч российских, или более 600 долларов. Это для неквалифицированных работников. Вполне приемлемая для нас зарплата. Некоторые знакомые иногда спрашивают у меня: когда-то на такие заработки я ездить не захочу… Но пока что для этого у меня нет причин. У нас в Беларуси изначально, работая в строительстве, на зарплату не проживешь, можно только существовать. Если ты получаешь миллион рублей, то даже одному его не хватит на жизнь, а 2 миллиона хватит только на самое необходимое, ни на что не скопишь. Так что такие, как я, строители в обозримом будущем в белорусскую строительную отрасль не вернутся.

 

«Люди ищут, где лучше»

Прокомментировать ситуацию мы попросили Владимира Джума, директора БУКПП «Управление капитального строительства».

– Работать на стройке, – сказал Владимир Маркьянович, – всегда было непросто, а сейчас тем более. Финансирование не стабильное, а «рваное». Например, только 22 – 23 сентября с нами рассчитались за выполненные в августе работы по строительству жилья, а за объекты инфраструктуры и инженерные сети до сих пор (27 сентября, – А. М.) не рассчитались. Материалы (цемент, металл, лес и т.д.) и оборудование дорожают, цены на некоторые материалы выросли в разы, а ситуация нынче такая, что купить что-либо без предоплаты нельзя, за все нужно платить, причем предварительно. Все это ведет к снижению темпов и объемов строительства и косвенно – к снижению заработной платы строителей.

Последняя проблема переходит в проблему нехватки рабочих рук. К сожалению, уходят не худшие, а лучшие кадры: каменщики, сварщики, те, кто знает себе цену. Случается, правда, что, уйдя на лето, они к зиме возвращаются. Но не всегда. Уезжают за пределы Беларуси, чаще всего в Россию.

Вы говорили с такими, кто уезжал?

– Говорил. И что? За тот же, что и у нас, объем работы они в России получают в несколько раз больше. Наш каменщик в месяц выложит 22 – 25 кубометров кладки и получит самое большое 2 млн. рублей. Для того чтобы заинтересовать в работе, есть еще стимулирующие выплаты. Но в России за эту же работу он получит от 1 – 1,5 тысячи долларов.

Наши домостроительные комбинаты в России возводят дома. А нельзя ли и стройуправлениям организовать работу за пределами Беларуси?

– В том-то и дело, что там требуются только рабочие руки или руководители, грубо говоря, физические лица. А перед организациями ставят заведомо неприемлемые условия. К тому же для нас было бы проблемой доставлять технику туда, а затем обратно.

Часто приходится читать объявления: требуются рабочие-строители для работы в Минске. Это тоже перебивает наш рынок рабочих рук?

– Это было всегда и всегда будет. А люди ищут, где лучше, такова их природа. Если в Минске или в России платят больше, то в зависимости от этого «больше» человек, если его устраивает командировочный образ жизни, смирится с жизненными и бытовыми неудобствами и проживанием вдали от семьи, и поедет туда работать.

Но кадры все равно нужно беречь…

– Да, нужно, и у нас стараются заинтересовать материально, дать высокую зарплату, наши работники социально защищены. Но все же выход в том, чтобы строители имели достойную зарплату, чтобы никакие курсы рублей и валюты, другие потрясения не могли повлиять на уровень их благосостояния.

Александр МАЗУРЕНКО.

К СВЕДЕНИЮ

Гастарбайтер, от немецеого Gastarbeiter , дословно: гость-рабочий  — наемный рабочий, проживающий и занимающийся определённой трудовой деятельностью вне своей страны. В конце 1990-х жаргонизм, заимствованный из немецкого языка слово получил широкое распространение в СМИ на территории РФ и СНГ, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, а затем прочно вошел в разговорную речь россиян и граждан бывшего СССР.

По данным официального органа Правительства РФ «Российской газеты, по количеству иностранных рабочих Россия заняла первое место в Европе и второе в мире после США. В Москву с целью трудоустройства ежегодно прибывают до 2 миллионов иностранных граждан, из них официально трудоустроено менее 300 000.

Фото Ильи ВАРЛАМОВА.