Начальник отдела образования Бобруйского горисполкома Ирина Рынейская: «Родители для меня — пример для подражания»

5612

Начальник отдела образования Бобруйского горисполкома Ирина Рынейская.Начальник отдела образования Бобруйского горисполкома Ирина Рынейская.

Школьница.Школьница.

Цитата: «Деловой стиль одежды учащихся в 2011-2012 году сохраняется, свободный стиль не допускается»

 

Родилась: 6 июля 1972 года в Бобруйске.

Училась: за время обучения пришлось сменить много школ, так как родилась в семье военнослужащего. Последних два класса заканчивала в СШ № 5 Бобруйска (сейчас это гимназия №3). Получила специальность «Учитель химии и биологии» в Витебском педагогическом институте им. Кирова, который окончила в 1995 году с отличием. В 2010 также с отличием окончила Академию управления при Президенте Республики Беларусь по специальности «Управление государственными информационными ресурсами».

Работа: работала учителем химии в СШ №9 г. Бобруйска, заместителем директора по воспитательной работе в этом же учреждении. Затем работала в отделе идеологической работы Бобруйского горисполкома. С 2009 года — в отделе образования в должности заместителя начальника, с марта 2011 года — начальник этого отдела.

Семья: Замужем. Муж Вячеслав Иванович Рынейский работает заместителем директора на Бобруйском машиностроительном заводе. Старший сын Антон пойдет в 10 класс гимназии №3. Младший сын Дмитрий — во 2 класс этой же гимназии.

 

«У нас намечалась семейная династия врачей»

Ирина Николаевна, любопытно, почему, имея родителей-медиков, вам не захотелось пойти по их стопам?

— Да, мой отец, Николай Михайлович, — военный врач, участник военных действий в Афганистане, в настоящее время  председатель врачебной комиссии при Бобруйском военкомате. И мама, Тамара Антоновна, тоже врач, и бабушка по материнской линии медицинская сестра. Действительно намечалась семейная династия врачей. У меня были мысли пойти по стопам родителей, но потом я поняла, что это не совсем мое. Хотя во многом они для меня — пример для подражания. До сих пор доверяю родителям и советуюсь с ними. Благодарна судьбе за нашу большую дружную семью, я даже называю ее «семейным кланом», который разрастается — это мои родители, младший брат Андрей, его семья, семья моего мужа. Мы очень дружны и вместе собираемся на праздники.

Интересно, а как вспоминаете свои школьные годы, связанные с Бобруйском?

— В Бобруйске я обучалась только в 9-м, десятом классах, воспоминания остались самые лучшие. Обычно в этом возрасте подростку сложно «внедриться»  в уже сформированный коллектив, адаптироваться. Но классный руководитель, учителя, директор сделали все для того, чтобы этот процесс для меня прошел успешно, за что я им очень благодарна. Большой след в моей душе оставили классный руководитель Силакова Мария Евгеньевна, учителя химии Авксентьева Галина Васильевна и биологии Гайдук Лилия Ивановна. Именно они оказали большое влияние на выбор мною профессии.

На ваш взгляд, какими главными качествами должен обладать учитель?

— Неизменным для меня остается одно —  полная отдача своему делу. Без этого ничего не будет, впрочем, как и в любом деле. Еще высочайший профессионализм, который включает многие моменты, в том числе умение научить ребенка. Нередко сталкиваюсь с такими случаями, когда теоретически учитель владеет своим предметом, но объяснить его ребенку не может. А это очень важно.

Ирина Николаевна, женщина-руководитель до 40 лет — это скорее исключение, нежели правило. Все-таки на женские плечи в основном ложится воспитание детей, бытовые проблемы.  Как вам удается все совмещать?

— Действительно очень много времени провожу на рабочем месте, зачастую и выходные, и праздничные дни. В этом заключается специфика моей работы, по-другому просто нельзя.  В нашем отделе работают люди компетентные, грамотные, с большим опытом работы, во многом я чувствую их поддержку. Нахожу поддержку и в семье. Конечно, не уделяю ей столько внимания, как хотелось бы. Дети и муж прекрасно знают, в чем заключается моя работа, и относятся с пониманием. У нас в семье принято друг друга поддерживать в любых ситуациях.

 

«Ожидаем больше первоклассников»

А сейчас давайте немного о работе. Не так давно все школы были переданы районным отделам образования. А что же осталось вам?

— Да, с 8 июня 2010 года  29 общеобразовательных учреждений города переданы в ведение районных отделов образования. 14 из них — «ленинцам», и 15 — «первомайцам». Что изменилось в этой связи? Безусловно, у районных отделов образования нагрузка увеличилась. Сложно им и в том плане, что ранее они никогда не работали с общеобразовательными учреждениями,  не были знакомы со спецификой организации образовательного процесса в школах. Хотя и специалистов, естественно, у них стало больше. Главная функция городского отдела образования — координация работы районных отелов образования, методическое обеспечение, за нами осталась и работа с руководителями общеобразовательных школ, плюс некоторые кадровые вопросы. И, конечно, одна из важнейших наших задач — функция некого ядра, единого центра, обеспечивающего слаженную, согласованную работу, чтобы не получилось как в известной басне «Лебедь, рак и щука». 

Какова в городе ситуация с учителями? По каким предметам ощущается их дефицит, а по каким избыток?

— Количество  педагогических работников в базовых и средних школах,  гимназиях (на конец 2010/2011 уч. года), составляло 1706 человек.  Это хороший педагогический состав, учитывая, что из них высшую и первую квалификационные категории имеют около 75% педагогов. В основном, учреждения образования обеспечены кадрами, наблюдаются некоторые проблемы по отдельным предметам. В небольшой доле это химия и биология. Серьезнее ситуация с иностранными языками, и это касается не только Бобруйска. Это связано с изменениями организации образовательного процесса по иностранным языкам — ранее класс делился на 2 группы, а сейчас — на три, соответственно и количество учителей требуется большее. Делаем все, чтобы привлекать в наш город молодых специалистов, в этом году их прибыло  60, с учетом дошкольных учреждений. Не востребованы у нас сейчас учителями белорусского, русского языков и литературы, физической культуры, начальных классов. На протяжении нескольких последних лет потребность в них удовлетворена.

А сколько первоклашек пойдет в этом году в школу? Говорят, количество учеников с каждым годам уменьшается?

— По предварительным данным, в 2011-2012 учебном году, в  общеобразовательных учреждениях города будут обучаться около 21 тысячи детей, в прошедшем учебном году эта цифра составляла 21тыс. 153 ученика, а в 2005 году для сравнения — более 26 тысяч учеников. Вместе с тем на фоне общего, пусть незначительного снижения числа учеников, количество первоклассников в этом учебном году увеличится. Так, в 1 класс ожидаем (по прогнозным данным) чуть более 2 тыс. человек. В прошедшем  учебном году эта цифра составила 1984. Такая тенденция наметилась во всей области.

 

О новшествах в новом учебном году

Ирина Николаевна, какие важные новшества ожидают учеников, родителей, учителей в новом учебном году?

— Самое важное событие — принятие в РБ Кодекса об образовании, который вступает в силу с 1 сентября 2011 года.  Это своего рода Конституция, которая регулирует все основные вопросы в сфере образования. Я бы рекомендовала знать его не только учителям, но и родителям. В этом документе уточнена структура системы образования, обновлены понятия образовательного процесса, содержание всех уровней образования, очерчен круг обязанностей и прав обучающихся, родителей и учителей. Предусмотрены меры дисциплинарной ответственности учащихся, такие как замечание, выговор и отчисление. И многое другое. В этом году мы будем работать по Кодексу в рамках мониторинга, апробации, после чего будут сделаны какие-то выводы, уточнения. Думаю, пед. коллективам поначалу придется достаточно сложно.

Что еще ожидать нового?

— В 3 классе будет использовано безотметочное  обучение по следующим учебным предметам: музыка, изобразительное искусство, трудовое обучение, физическая культура и здоровье. Такого ранее не было. В 1 и 2 классах по-прежнему безотметочное обучение в целом.

Кстати, некоторые считают, что оценки детям необходимы, иначе ребенок и родители не знают его реальный уровень успеваемости. А что вы лично думаете по этому поводу?

— Тут действительно мнения расходятся. Все зависит от индивидуальности ребенка. Многие раскрываются только к классу третьему. Для одних детей плохая отметка — это стимул для дальнейшего развития, для других — своего рода  «тормозящий фактор». Отсутствие дневника с отметками — не значит отсутствие информации об успеваемости ребенка. Думаю, на начальном этапе обучения важнее непосредственный контакт родителей с учителем. Словесная оценка, рекомендации, которые дает педагог, гораздо важнее.

Ходили слухи о том, что с этого года в школах будут введены уроки православия…

— Такого понятия не существует, речь идет о факультативах. В апреле этого года утверждена программа сотрудничества Министерства образования РБ и Белорусской Православной Церкви на 2011-2014 годы. Ею предусмотрена организация факультативных занятий на основании заявлений законных представителей учащихся на имя руководителей учреждений. Эти занятия будут посвящены изучению духовно-нравственного и культурного наследия православия, его роли в формировании белорусской государственности и патриотическом воспитании детей и молодежи. Это больше культурологические аспекты, аспекты духовно-нравственного воспитания. Такие занятия будут проводиться на основании  программ, утвержденных Министерством образования РБ. Есть и еще один важный документ, утвержденный постановлением Совмина, в котором прописаны порядок, условия и формы такого взаимодействия. Например, там четко говорится, что в учреждении образования не допускается размещение религиозных символов, культового имущества и т.д.

Каковы сегодня требования в отношении школьной одежды?

—  Деловой стиль одежды учащихся в 2011-2012 году сохраняется, свободный стиль не допускается.  Утверждены образцы делового стиля одежды, они размещены как на сайтах Министерства образования, так и на сайте Бобруйского горисполкома, в учреждениях образования. Предложенная форма одежды, на мой взгляд, очень удобна и разнообразна, можно выбрать одежду на любой вкус. Мое личное мнение — в школах должен быть единый стиль одежды. Это дисциплинирует, это удобно и с житейской точки зрения — не нужно думать, во что одеть ребенка.

В этом году так сложно собрать ребенка в школу. Все так дорого…

— Многодетным и малообеспеченным семьям для подготовки к школе оказывается помощь  управлениями по труду и социальной защите, территориальными центрами соцобслуживания. Помощь оказывают   предприятия, на которых работают родители, профсоюзные организации.  Эта работа находится на контроле.

Бесплатный проезд для школьников уже отменен?

— Проезд для школьников в общественном транспорте остается бесплатным  в учебное время — с 1 сентября по 30 июня. При себе ученику надо иметь подтверждение — справку от учреждения образования установленного образца. Платный проезд только в июле-августе, когда дети не посещают школу, нет выпускных экзаменов и временной трудовой занятости.

 

«Где бы я ни была, меня тянет в Бобруйск» 

Чем занимаетесь в свободное время?

— Сейчас как-то свободного времени практически нет. А если оно  появляется, предпочитаю проводить его вместе с семьей, и желательно совмещать это с путешествиями. Считаю, что полноценный эмоциональный отдых можно получить, только сменив обстановку. Мы бывали в разных странах, я больше тяготею к северным.

Очень впечатлила архитектура старой Германии — Берлин, Потсдам, Дрезден, чувствуется в ней монументальность, основательность. Но,  где бы я не была, меня все равно тянет сюда — в Бобруйск — город, где я выросла, где живут мои родные, и который я очень люблю.

 

НАША АНКЕТА

Кто вы по Знаку Зодиака? — Рак.

Ваш любимый цвет? — Синий.

Любимое блюдо? — Не представляю себя без мясных блюд.

Что предпочитаете выпить? — Белое сухое вино.

Фильм, который вам запомнился? — Больше всего люблю старые советские фильмы. У нас  дома  их целая  коллекция.

Какие книги читаете? — Люблю историческую литературу.

Ваше любимое животное? — Кошка Соня, которая живет  у нас, ей уже 11 лет.

Верите ли вы в жизнь после смерти? — Нет.

Место, где вам хотелось бы побывать? — Наверно, в любом месте, где я не была и где получу новые впечатления.

 

Ирина РЯБОВА. Фото автора и из семейного альбома гостьи.