Фотокорреспондент агентства «Рейтер» по Беларуси Василий Федосенко: «Моя работа требует выносливости»

4450
Цитата: «К счастью, цивилизация охватила в Беларуси еще не все уголки, и есть места, где много дикого зверя»

Фоторепортер агентства Reuters Василий Федосенко 4 мая в выставочном зале художественного музея им. Г.Г. Поплавского на открытииФоторепортер агентства Reuters Василий Федосенко 4 мая в выставочном зале художественного музея им. Г.Г. Поплавского на открытии выставки своих работ.

На съемке.На съемке.

 

Родился: 18 мая 1960 года в Бобруйске.

Учился: в СШ №29, Белорусском политехническом институте, Белорусском государственном университете

Работа: работал инженером-строителем на заводе «Сельмаш», фотокорреспондентом в газетах «Камуніст (“Бабруйскае жыццё”), “Знамя юности”, “Советская Белоруссия”, внештатным, а с 2.000 года  - штатным фотокорреспондентом агентства “Рейтер” по Беларуси.

Семья: жена Валентина – врач-психолог, сын Михаил – студент 4 курса БГУИР, дочь Алина - студентка 1 курса БГУ.

 

«Подумал, и сменил профессию»

Василий, как ты пришел в фотожурналистику?

После окончания школы, в 1978 году, поступил в БПИ, получил специальность инженера-строителя автомобильных дорог. Потом два года служил в армии на Украине, был командиром взвода. Уволившись в запас, устроился на завод «Сельмаш», строил дома на селе. Фотоделом увлекся в студенческие годы. У нас в институте был факультет общественных профессий, и, будучи уже на 5 курс, я начал добровольно его посещать вместе с первокурсниками, чем вызвал удивление сокурсников. Когда работал на «Сельмаше», подружился с туристами, ходил с ними в походы на Карпаты, Кавказ. Делал фотографии, приносил их в газету «Камуніст», их печатали.

Однажды фотокорреспондент Леня Голенищев предложил перейти в редакцию на его место, потому что он менял работу. Сначала я удивился, потом задумался. Родные и знакомые отговаривали: зачем, мол, ты же инженер-строитель, у тебя приличная зарплата. Действительно, у фотокора тогда был оклад  130 рублей и 30 рублей гонорар, а я получал рублей 250. После раздумий я все-таки решился и, вопреки возражениям родных, 2 декабря 1985 года устроился в редакцию. Что касается денег, то бывший фотограф Семен Голубицкий сказал мне: если будешь работать, то заработаешь. И его слова сбылись.

Работая в редакции, я делал фото для театра, снимал в санатории, начал сотрудничать с газетами «Магілёўская праўда», «Знамя юности», «Звязда», и дополнительный заработок был. Редактор газеты Александр Корнеевич Демидович предложил мне поступить на журфак БГУ, и я еще учился шесть лет, получил диплом журналиста. Работать было интересно, мои фоторепортажи печатались в республиканских газетах. А однажды фотокор «Знамени юности» Сергей Гриц, переходя в «Народную газету», предложил мне занять его место. И я согласился. Устроился, спустя некоторое время трехкомнатную квартиру в Бобруйске поменял на двухкомнатную в Минске, забрал семью. Поработав два года, перешел в «Советскую Белоруссию», еще через два стал внештатным корреспондентом агентства «Рейтер», получил аккредитациюв Министерстве иностранных дел, а в 2.000-м меня зачислили в штат агентства. 

Работа в нем отличается от газетной?

— Да, кардинально. Здесь другие масштабы, нужно оперативно реагировать на события и в Беларуси, и в странах СНГ, дальнем зарубежье, часто выезжать в командировки, иногда длительные. Приходилось освещать события в Афганистане, Пакистане, Либерии, Грузии, Швейцарии, Германии, Польше, Украине и других странах.

Во время теракта в минском метро также снимал?

— Конечно. Я тогда ехал на съемки тока глухарей в Налибокскую пущу, но мне позвонили, и я вернулся. Я и раньше фотографировал подобные события, но ощущение было непривычное, ведь такие происшествия в нашей республике можно пересчитать на пальцах одной руки.

Афганский мальчик стоит за ограждением из колючей проволоки. Кабул, 31 мая 2002 г.

«Приходилось снимать на боевых позициях»

А за рубеж часто приходится ездить?

— Случается. Иногда звонит начальник из Москвы: где находишься, далеко ли от аэропорта. И сразу ясно, что нужно куда-то лететь. Например, был в Киргизии, когда там началась резня.

Снимаешь только официально, или, как говорится, и из «под полы»?

— Я должен снимать только легально, по-другому нельзя. Правда, на съемки в общественных местах разрешения не требуется. Но все зависит от ситуации, обычаев людей, которые в разных странах разные. Вот, в прошлом году фотографировал похороны в Киргизии. Хоронят по мусульманскому обычаю, много мужчин обступило могилу, засыпают ее, не подойти. Я увидел кучу земли, залез на нее и снимаю. Слышу, мне говорят со злобой: ты куда залез, сейчас же слазь! Вижу, дело пахнет керосином, и я соскочил. Мне объясняют: ты же на могилу залез. Оказывается, там сначала засыпают могилу, а потом делают холм. Меня, как «неверного», простили, но такие моменты нужно знать, следить за реакцией людей.

А вообще, рисковать приходится? Твоя жизнь застрахована?

— Не без этого. Когда впервые был в Афганистане, приходилось снимать на боевых позициях. Случилась перестрелка, и хотя мы были в бронежилетах и касках, рисковать не хотелось. Когда еду в Чернобыль, беру с собой дозиметр, советуюсь со знакомыми там людьми, ведь в отдельных местах серьезный уровень радиации. Я два раза был на курсах в Лондоне, где обучали безопасности в нашей работе. У меня есть медицинская страховка за счет фирмы, но лучше, конечно, чтобы ей не приходилось пользоваться. Был случай, когда украинский оператор погиб в Ираке, его семье выплатили страховку, но ведь ей горе не измерить…

Кроме репортажной, какой еще съемкой увлекаешься?

— В последнее время — съемкой дикой природы. К счастью, цивилизация охватила в Беларуси еще не все уголки, и есть места, где много дикого зверя, птицы, красот, нетронутых мест. Езжу снимать в Витебскую, Брестскую, другие области. Но, к сожалению, приходится видеть и людское равнодушие к природе. Вот, приезжаю на Туровский луг, здесь кулики плавают, а среди них — пустые пластиковые бутылки. Когда натыкаешься на такую помойку, это морально убивает. А нравится, как в отдельных местах Беларуси люди сами организовывают и проводят народные праздники — например, Купалье, Юрия. Снимаю это с удовольствием, да и песни за душу берут…

Черный ворон приземляется на столб со знаком «радиационная опасность». Гомельская область, 23 декабря 2009 г.

«Это мой город»

Что для тебя значит Бобруйск?

— Это мой город, здесь живут мать, сестра, много знакомых. Когда бываю в городе, обязательно захожу в фирменный магазин «Красного пищевика», покупаю зефир, халву. Кстати, однажды встретил в нем директора Выставочного зала Светлану Привалову, и она предложила мне организовать персональную фотовыствку. Подобрал фотографии, которые мне нравятся, и сейчас выставка открыта.

Физическую форму поддерживаешь?

— Этого требует работа, нужно быть выносливым. Минимальное, что беру с собой — два фотоаппарата, вспышку, объектив. А в загранкомандировки в придачу — бронежилет, каску, противогаз, взвешиваю все это в аэропорту, так килограмм сорок выходит. Когда снимаю природу, приходится много по болотам ходить, подолгу на деревьях сидеть.

Материально ты удовлетворен?

— На жизнь хватает, жаловаться грех.

 

НАША АНКЕТА

Кто ты по знаку зодиака? — Телец.

Твой любимый цвет? — Желто-зеленый.

Любимое блюдо? — Люблю многое. В Африке, Афганистане нравились некоторые местные блюда, но больше люблю нашу картошку.

Что предпочитаешь выпить? — Водку не люблю, но иногда приходится выпить. А вот сухое вино могу употребить.

Любимое животное? — Кот.

Что любишь читать? — Времени хватает только на новости.

Фильм, который тебе запомнился? — Киноманом себя не считаю, но кое-что смотрю.

Веришь ли ты в жизнь после смерти? — Не задумывался об этом.

Место, где тебе хотелось бы побывать? — Таких мест масса, в каждой стране есть что-то интересное.

 

Александр УДОДОВ. Фото Дмитрия МЯКИНА и из архива гостя.

 

Лиса: «Где-то вкусно пахнет…».

К СЛОВУ

Мир человеческий и дикий на фото Василия Федосенко

4 мая в выставочном зале художественного музея им. Г.Г. Поплавского открылась выставка бобруйчанина, фоторепортера агентства Reuters Василия Федосенко.

Василий Федосенко родился, вырос и начинал свой профессиональный путь в Бобруйске. С 1985 по 1993 год он был фотокорреспондентом газеты «Бабруйскае жыццё». Фотовыставка — это его подарок бобруйчанам, родному городу.

Представленные автором работы можно разделить на две части. Первая — это наш, человеческий мир, узнаваемые события, характерные лица. Мы видим, и нам кажется, мы понимаем чувства людей, запечатленных на фото Василия Федосенко...

А вот другая часть фотографий открывает мир, большинству из нас неведомый: мир дикой природы. Изумительно красивые кадры. Однако автор не считает себя художником. «Я всего лишь фоторепортер — не приукрашиваю действительность, не вмешиваюсь в картину происходящего, а только фиксирую в нужный момент».

Планируется, что фотовыставка Василия Федосенко будет работать в Бобруйске до 8 июня. Обязательно посетите!

Фоторепортаж с открытия выставки Василия Федосенко смотрите в нашей фотохронике от 4 мая