Руководитель образцового музыкального театра «Слуги трех муз» Инна Петраш: «В приказном порядке вдохновение не приходит»

4157

Руководитель театра «Слуги трех муз» Инна Валентиновна Петраш.Руководитель театра «Слуги трех муз» Инна Валентиновна Петраш.

С дочерью  Юлей.
С дочерью Юлей.

Цитата: «Моя муза  — доверие»

Родилась: 7 февраля 1968 года в п. Витимский Иркутской области.

Училась: в школу пошла в столице Монголии — городе Улан-Батор. В 1984 году поступила в музыкальное училище в Южно-Сахалинске. В 1988 году закончила в Могилеве музыкальное училище по специальности «Преподаватель фортепиано и концертмейстер». В 1990-97 годах поучилась в Минском университете культуры  по специальности  «Руководитель и дирижер эстрадного оркестра»

Работа: с 1988 по 1990 годы работала преподавателем в Ковалевской музыкальной школе и руководителем ВИА. С 1990 по 1992 годы — преподаватель музыкальной школы № 3 г. Бобруйска. С 1995 года работала в Бобруйском районном центре культуры и досуга заведующей музыкально- техническим отделом. С 1998 года — руководитель эстрадной вокальной студии «Джем». С 2007года — в  музыкальном театре «Слуги трех муз»: аранжировщик, звукорежиссер, преподаватель вокала. С февраля 2011 года работает в должности руководителя музыкального театра «Слуги трех муз».

 

«Моя мечта — работоспособный, талантливый коллектив»

Инна Валентиновна, в музыкальном театре «Слуги трех муз» вы не новичок. А как стали его руководителем, ведь многие годы театр возглавляли супруги Кузнецовы?

— В 2008 году город потерял Валерия Кузнецова, руководителя музыкального театра «Слуги трех муз». И когда его жена, Майя Кузнецова, режиссер театра, обратилась помочь ей и сохранить коллектив в это трудное для нее время, я согласилась. Было интересно работать, т.к. я поняла, что меня очень увлекает театр, звукорежиссура, звукозапись. С головой ушла в эту работу. А когда Майя Александровна переехала в Минск, меня пригласили занять должность руководителя.

Будете ли вы что-то кардинально менять в театре «Слуги трех муз?

— А зачем? Есть очень хорошая традиция, стиль. Уверена, что все участники коллектива — это увлеченная, талантливая молодежь. Естественно, без новизны не обойдется. Ребята с удовольствием включились в работу над новым музыкальным спектаклем «Заложники войны», который планируется показать 7 мая. Думаю, это будет очень эмоциональный спектакль о войне, с хорошим музыкальным, вокальным материалом, он не оставит равнодушным жителей города. Это будет спектакль и для взрослых, и для подростков, для родителей и детей. На эту работу у нас  сейчас уходит много физических и душевных сил. А в сентябре будет новый набор молодых людей в музыкальный театр. Моя мечта — мобильный, работоспособный, талантливый коллектив. Но эти планы зависят от будущего набора, поэтому о них не хочу пока говорить.  

Кстати, трудно ли молодым актерам из вашего театра входить в роль, ведь войну они видели лишь по телевизору?

— «Заложники войны» — спектакль о людях, которые вынуждены по воле обстоятельств убивать, умирать и очень быстро взрослеть. Да, артисты у нас совсем молодые. Но ведь войны в разных «горячих точках» идут и поныне. Почему внуки погибших дедов позволяют этому повторяться? Мы пробуем поднимать этот вопрос, чтобы нынешнее поколение более серьезно отнеслось к таким понятиям, как любовь, человеколюбие, добро. И гордилось бы своей страной, где нет войны. Получится ли у наших ребят высказать свое отношение к войне — это судить зрителям.

 

«Я все время пела, танцевала, рисовала»

Инна, вот вы упомянули о том, как важно понимание родителей для увлеченных детей. А как ваши папа и мама раскрыли ваши творческие способности? Как вы раскрываете их в собственном ребенке?

—  У каждого ребенка, если внимательно к нему относиться, можно заметить какие-либо способности. Я все время пела, танцевала, рисовала. Родители помогли мне развить те способности, которая дала природа. Но я встречала и таких людей, которым родные препятствовали заниматься музыкой. Сегодня они все равно поют, играют, но… не удовлетворены полностью, ведь потеряны годы. А талант требует постоянной работы.  
Что касается моей семьи, я, как говорится, всегда с головой уходила в  работу. Но в какой-то момент поняла, что моя дочь нуждается в моем внимании, как никогда. Она заканчивала восьмой класс, музыкальную школу. Надо было думать о поступлении, быть все время рядом. Пришлось забыть о личных творческих амбициях и начать совместное сотрудничество с Ириной Горбуновой, руководителем студии «Соло», где дочь Юля занималась с десяти лет. За многочисленные победы на конкурсах дочка даже получила президентскую премию! В 2009-м она поступила в музыкальное училище в Минск.

 

«На эстрадное отделение поступила не для «корочки»

Инна, мы знаем, что вы проявили себя и как композитор. Это просто хобби или нечто большее?

— Я не считаю композиторство своим призванием. Если это и бывает, то, как правило, по просьбе тех, кто мне доверяет и уверен, что это произведение получится у меня хорошо. Вот это и есть моя муза  — доверие. В 2006 году вышел мой альбом песен, посвященных профессии спасателя. Я очень благодарна Игорю Леонидовичу Кузьменку, тогдашнему начальнику горрайотдела по чрезвычайным ситуациям, который доверил мне написать «Гимн спасателей». Считаю, что гимн у меня получился настоящий. Опять-таки, все зависит от людей. Вокальный коллектив МЧС  вдохновил меня на настоящую песню, потому что сами ребята — настоящие. И когда поют, и когда служат. Я с удовольствием с ними работала. В  планах — попробовать заняться композиторской деятельностью более серьезно, и в первую очередь, для себя.

На чьей музыке вы выросли, что слушали и слушаете до сих пор?

— Росла на «Битлз», Джордже Бенсоне, группах «Машина времени», «Воскресение» и, конечно, занимаясь в музыкальной школе и училище, много играла и слушала классическую музыку. Только тогда я слушала ее по необходимости, а вот удовольствие начала получать намного позже. Мне до нее, видно, надо было вырасти. В университет культуры на эстрадное отделение поступила не для «корочки». Очень хотелось научиться владеть искусством импровизации. Много играла джазовой и эстрадной музыки. Но, играя по восемь листов Питерсона, имея оценку «отлично» по игре, отойти от нот так и не удалось. Я не могу себя назвать музыкантом, свободно владеющим искусством импровизации, как мечтала.

 

«Очень люблю целеустремленных людей»

В числе ваших именитых учеников — Руслан Алехно. Каким он был в те годы?

— Легким, позитивным. Таким людям удача улыбается. Когда он пришел на первую репетицию в студию «Джем», мы как раз с вокалистами танцевали и упражнялись в пении с движениями. Движения были какие-то несуразные. Я ему: возьму петь, если умеешь танцевать. Вопросов не последовало. Улыбка на лице, никакого стеснения. Он сразу стал доказывать, что и танцевать может. У него так легко это получилось, что я уже была уверена, что и с вокалом у него тоже в порядке. К концу репетиции настроение у всех было потрясающее. Почему? Да просто солнце пришло к нам!

Творческие люди — особые. Многие из них ранимы, эмоциональны и, пожалуй, все до одного считают себя суперталантливыми. Вы сталкивались с проявлениями «звездной болезни»?

— Не думаю, что понятие «звездная болезнь» относится только к людям творческой профессии. Был в моей педагогической практике такой случай. Пришел ко мне один парень, абсолютно не поющий и не интонирующий. После первого прослушивания я ему сказала, что очень проблематично научить его петь. Парню-то 18 стукнуло. Да и не хотелось возиться с неперспективным. В ответ услышала, что я ошибаюсь. Причем в очень самоуверенной форме. Захотелось проучить. Давай, говорю, так. Мы с тобой занимаемся очень тщательно. Но если на следующее занятие ты придешь, как на первое, и я не услышу, что плоды моего труда имеют место, то я тебе говорю «до свидания». Думала, что таким образом и отпадет проблема. К моему удивлению, на следующем занятии парень превозмог себя. Не поверила, ведь так не бывает. Я опять занимаюсь с парнем. История повторяется. И я зауважала его. Очень люблю целеустремленных и трудолюбивых людей. Оказывается, это была не «звездная болезнь», а способ поверить в себя. А это разные вещи. А сейчас это известный певец в городе.

 

«Люди искусства ранимы и эмоциональны»

Предположим, вам предложили бы поработать в министерстве нашей культуры… С чего бы вы начали, что изменили? Например, в рамках Бобруйска?

— Я бы музыкальные школы считала вотчиной отдела образования, а не культуры. Цели и задачи у них разные. Платные услуги в музыкальных школах не вводила бы в обязательном порядке, а наоборот, поощряла инициативу педагогов в этом отношении. Чтобы заработать денег, приходится заниматься халтурой и довольствоваться уровнем самодеятельности. А как же учебный процесс? А качество образования? Особенно это проблема районных музыкальных школ, где количество детей небольшое. Но может, я чего-то недопонимаю… Старалась бы поощрять  учеников материально, не позволяла бы себе «приказного тона», ведь люди искусства, вы правильно заметили, ранимы и эмоциональны. Где же им черпать потом вдохновение? Оно в приказном порядке не приходит.

У вас есть любимые места в Бобруйске, куда вас тянет?

— Очень люблю Киселевичи. Каштаны, сосны, белки…  И мама. Чистый воздух, приятные воспоминания.

 

НАША АНКЕТА

Кто вы по знаку Зодиака?  — Водолей.

Ваш любимый цвет? — Такой, чтобы выделял из толпы и не портил фигуру.

Любимое занятие в свободное время? — Спорт.

Ваше любимое блюдо? —  Я всеядная.

Что предпочитаете из спиртного? — Виски с соком в небольших количествах.

Что любите читать? — Психологические романы.

Какую музыку любите? — Джаз-рок. И любой жанр, сделанный профессионально, интересно, необычно, где форма с содержанием не расходятся.

Ваше любимое животное? — Собака.

Верите ли вы в жизнь после смерти? — Нет, а хотелось бы верить.

Место, где вам хотелось бы побывать? — Люблю Красное море. Хотела бы съездить в Хорватию, Италию, в Париж хочу! Собираюсь попасть на «Eвровидение» в Германию, хочется за наших «поболеть».

Владимир РЕПИК. Фото автора и из архива гостьи.