Командир взвода роты ДПС ОГАИ Виталий Подута: «Не жалею, что связал судьбу с ГАИ»

5341

Командир 1-го взвода ДПС ГАИ УВД горисполкома Виталий Леонидович Подута в гостях в редакции «Вечернего Бобруйска».Командир 1-го взвода ДПС ГАИ УВД горисполкома Виталий Леонидович Подута в гостях в редакции «Вечернего Бобруйска».

1982 год. Виталик Подуто — детсадовец.1982 год. Виталик Подуто — детсадовец.

Семья Подута: Леонид Игнатович и Тамара Аврамовна с детьми Владимиром, Татьяной и Виталием.Семья Подута: Леонид Игнатович и Тамара Аврамовна с детьми Владимиром, Татьяной и Виталием.

2006 год. С супругой Татьяной.2006 год. С супругой Татьяной.

Цитата: «Одними штрафными санкциями мы не приведем в порядок транспортные средства»

Родился: 5 июня 1975 года в Бобруйске.
Учился: в средних школах №№ 8 и 28, окончил Бобруйский автотранспортный техникум, в этом году оканчивает учебу в академии МВД.
Служба: срочную военную службу проходил в Осиповичах, с декабря 1995 года в органах внутренних дел: инспектор, старший инспектор дорожно-патрульной службы отдела ГАИ, в июне 2010 года назначен командиром 1-го взвода роты ДПС.
Семья: жена Татьяна Викторовна работает заместителем главного бухгалтера в ОАО «Рыбный ряд», сын Михаил — ученик 11 класса СОШ №27, дочери Виктории — восемь лет.

«Пойти на службу в ГАИ посоветовали дяди»

Виталий Леонидович, расскажите о своей юности, семье.

— Родился я в рабочей семье. Папа и мама —  Леонид Игнатович и Тамара Аврамовна — работали на «Бобруйскагромаше»: он на элетропогрузчике, она кладовщиком. В семье еще были старший брат Володя и сестра Танюша. Жили мы на улице Лынькова в двухкомнатной квартире, потом получили четырехкомнатную на Ульяновской. Родители доработали до пенсии и переехали жить в деревню Власовичи Кировского района, где остался от бабушки дом. Они живут там до сих пор, держат хозяйство — две коровы, коня, другую живность.
Сначала я учился в 8-й школе, потом перевелся в 28-ю. Перед окончанием школы ходил на подготовительные курсы в автотранспортный техникум, потом поступил в него на специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей». Окончил техникум в 1994-м году, и вместе с дипломом получил водительское удостоверение. В том же году почти всю нашу группу призвали в армию. Мы с однокурсником Димой Хрущинским попали служить в Осиповичи, были водителями в батальоне материального обеспечения. После увольнения в запас, в декабре 1995 года, был принят на службу в органы внутренних дел. Начинал инспектором дорожно-патрульной службы ГАИ. Полгода проходил переподготовку в центре «Сатурн» в Минске и вернулся в Бобруйск, так сказать, полноценным инспектором. Работал в этой должности до 2005 года, потом был назначен старшим инспектором, а в июне прошлого года — командиром 1-го взвода роты ДПС ГАИ. Поступил в академию МВД Республики Беларусь, и этой весной ее заканчиваю.

А почему решили связать  свою судьбу именно с ГАИ?

— Посоветовал дядя, брат моей мамы Анатолий Костян, который был начальником уголовного розыска Бобруйского РОВД. К сожалению, его уже нет — погиб на автомобиле в дорожно-транспортном происшествии. Советовал пойти работать в ГАИ и второй дядя — Владимир Аврамович, который работал на «Бобруйскагромаше»: у тебя, мол, за плечами автотехникум, есть права, отслужил в армии… Я последовал их советам, и ничуть не жалею, что связал судьбу с ГАИ.

«Приходится применять и оружие»

Сколько человек в вашем взводе, какие задачи ставятся перед ним?

— Первый взвод ДПС обслуживает территорию Первомайского района, второй — Ленинского. В нашем взводе 25 человек. А задачи перед нами ставятся разные. Прежде всего, это обеспечение безопасности дорожного движения, и ежедневно мы задействуем для пресечения нарушений на дорогах в среднем 10 человек. Еще на нас возложены задачи по выявлению и пресечению преступлений, охране общественного порядка, профилактические мероприятия. Непосредственно на линии работаю и сам, вместе с инспекторами вхожу в патрульные экипажи. Ну, и выполняю обязанности командира взвода: планирование, ведение документации, работа с личным составом — это профессиональная, идеологическая, физическая, огневая подготовка…

Может, вспомните из практики какие-то интересные случаи?

— У нас ежедневная рутинная работа, и можно бесконечно о ней рассказывать… Например, позавчера в городе объявлялся план «Сирена», потому что было совершено разбойное нападение на квартиру в доме на улице Горького. Двое парней вошли в нее в черных масках. Под угрозой предмета, похожего на пистолет, забрали у хозяев деньги, избили их и скрылись. Когда объявляется план «Сирена», поднимается по тревоге весь гарнизон милиции. Были выставлены наши посты и на этот раз, на одном из них стоял и я: останавливали транспортные средства, по имеющимся приметам устанавливали преступников. Знаю, что подозреваемые в разбойном нападении были задержаны.

А табельное оружие вам приходилось применять?

— Бывают и такие случаи. Помню, в 1998 году три или четыре экипажа ДПС работали в городе в ночное время. В районе площади Ленина не остановился по требованию автомобиль «Жигули». Получив по радиостанции сообщение об этом, к преследованию нарушителя подключились все экипажи. Вывели его за пределы города, и в районе деревни Сычково поступила команда применить огнестрельное оружие. Я был за рулем «семерки», а мой напарник удачно применил пистолет — попал в правое колесо «жигуленка», и он вынужден был остановиться. Водителя задержали, им оказался 16-летний подвыпивший парень, который без ведома родителей взял их машину.

«Три месяца обучения - это мало»

Каков, так сказать, среднестатический портрет нарушителя правил движения?

— Это смотря какие нарушения. Например, требования разметки, правила проезда перекрестков чаще нарушают новички. Но и некоторые бывалые водители считают, что все умеют и знают и проедут тот же перекресток быстрее и лучше всех. Например, стоит водитель на перекрестке на красный сигнал светофора, и ему нужно повернуть налево. Он, по правилам, обязан пропустить перед этим транспортные средства, которые движутся во встречном направлении. Но водитель, убежденный в своей быстроте, пытается проскочить раньше, и это нередко заканчивается плачевно.

Вот, недавно молодой водитель не уступил дорогу маршрутке, которая двигалась по главной…

— Да, он только получил права, не имел навыков вождения. Не мне судить о качестве обучения в автошколах, но считаю, что трехмесячный срок учебы — это мало, особенно для приобретения практических навыков вождения. Например, в автоколледже учащиеся на протяжении года изучают правила, учатся водить автомобиль, и у них подготовка лучше, качественнее, чем у курсантов автошкол, где обучают все-таки поверхностно.

Какие участки в Первомайском районе наиболее проблематичные в плане безопасности движения?

— Прежде всего это улицы Ульяновская, 50 лет ВЛКСМ, Рокоссовского, Батова, проспект Строителей, где оживленные пешеходные зоны. Многострадальной можно назвать улицу Крылова — и для водителей, и для нас, и для властей. Но есть планы по ее реконструкции — она будет двухполосной, с разделительной полосой. На мой взгляд, рынки и крупные торговые центры должны быть за чертой города. Это наиболее посещаемые места, особенно в выходные дни, когда в Бобруйск приезжает много людей из соседних городов. Все это создает свои проблемы в обеспечении безопасности движения.

Бывает, проедешь весь город, и не встретишь ни одного «гаишника», в другой же раз они на каждом шагу. Может, вам планы по штрафам доводят?

— Никаких планов нам не доводят. Есть административный и процессуальный кодексы, ими и руководствуемся. Причем, максимальный штраф за нарушение с водителя в первый раз никто не потребует. Нарушил и согласен с этим — можешь уплатить штраф инспектору на месте. В январе вступили в действие изменения в административном кодексе, и они предусматривают значительно большие размеры штрафов, особенно за повторные нарушения.

На техническое состояние транспорта вы обращаете внимание?

— Да, это одна из наших обязанностей. Понятно, что одними штрафными санкциями мы не приведем в порядок транспортные средства. Но водитель, готовясь к прохождению техосмотра, готовит к нему автомобиль, приводит его в надлежащий вид. Потому на улицах города нет ржавых, плохо покрашенных машин, а если и попадаются, то  не прошедшие техосмотр.

«Агротуризм» у нас свой»

Кроме работы, у вас есть увлечения?

— Люблю выезжать с компанией на рыбалку, хотя крупными добычами похвалиться не могу. Как я уже говорил, родители живут в деревне, и мы ездим к ним, помогаем по хозяйству, косим-пашем. Сейчас в моде так называемый агротуризм — и на западе, и у нас. Но другие за это платят деньги, мы же бесплатно и с пользой отдыхаем в деревне.

А отпуска где проводите?

— Иногда выезжаем с семьей к морю, но не в дальнее зарубежье. Считаю, что и в наше Беларуси можно интересно отдохнуть, есть что посмотреть: например, в Бресте, Мирском замке…

Наша анкета

Кто вы по знаку зодиака? — Близнецы.
Ваш любимый цвет? — Возможно, синий.
Любимое блюдо? — Белорусские драники, их очень хорошо готовит папа.
Что предпочитаете выпить? — Белорусскую водку завода «Кристал», но редко это получается.
Любимое животное? — Кошка. У нас дома живет кот Филя бесшерстной породы, спит под пледом.
Фильм, который вам запомнился? — Любимый фильм — «Белое солнце пустыни», многие фразы из него помню.
Какие книги любите читать? — Предпочитаю фантастику.
Какую музыку слушаете? — Нравится русский рок, особенно старых коллективов.
Верите ли вы в жизнь после смерти? — В большей степени я человек верующий, и думаю, что-то в этом есть, душа бессмертна.  

Александр УДОДОВ. Фото автора и из архива гостя.