Так называемых нормируемых животных (лось, олень, косуля, кабан, бобр, выдра) пересчитывают каждый год. Ненормируемых (это мелкие пушные звери – зайцы, лисы, птицы и другие) – раз в четыре года. На этот раз подсчет завершился в 20-х числах апреля. Об его итогах «ВБ» рассказал ведущий охотовед этой организации Сергей Антонов.
– Лося насчитано 265 голов, косуль – 970, – рассказывает Сергей Денисович. – Лось у нас остался на прежнем уровне, он не выходит за рамки оптимальной численности. А косуля «подросла» на 60 голов даже с учетом того, что ее было добыто 180 голов, плюс погибшие в ДТП. Прогрессирует она, видимо, потому что стало очень мало кабана, который представлял опасность молодняку косули.
Оленя благородного, по словам охотоведа, 275 голов (в прошлом 210), бобра – 250 (в прошлом было 190), выдры – 30 (было 10). Зайца-беляка – 430, русака – 750, белки – 530, лисицы – 190 (численность ее немного упала), енотовидной собаки – 10 голов, норки американской – 60, ондатры – 90, куницы лесной – 190, куницы каменной – 80, хорька лесного – 60, волка – 6 голов. Медведя и рыси нет.
– Если рысь поселится, это будет беда: не будет беляка, косули, которая обитает в лесных массивах, – поясняет Сергей Антонов. – Причем, рысь съедает зверя не так, как волк – убил и съел полностью, а она надкусила немного и пошла следующего бить.
К слову, оленя благородного больше не закупают и не держат в вольерах вблизи деревни Дойничево. Всех оленей несколько лет назад выпустили в естественную среду обитания и количество их заметно растет.
– Искусственно-созданная популяция, созданная нами, притянула естественную, – говорит Сергей Денисович. – К тому же те олени, которые были в Осиповичах и в Глуске (они первыми закупали их с целью разведения), мигрируют, в том числе к нам. Они выбирают места, где кормовая база хорошая, где более-менее спокойно. Олени уже просто сбились у нас в табуны, ходят по 90-100 голов. Днем их не видно, а ночью, когда посмотришь на полях тепловизором, они, как отары овец, на полях пасутся. Олени, в основном, обитают в районе бывших вольеров, уже обжились там. Замечены они и в других районах, появляются за рекой. Это уже, видимо, подтягивается та популяций, которая была в Жлобине и в Рогачеве.
Ранее Сергей Анионов рассказывал «ВБ», что учет диких животных помогает понять, сколько зверя в лесу, какие их виды нужно разводить, а где принимать меры для снижения численности. Ведь иногда животные представляют опасность для жизни и здоровья человека, являются причиной заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, наносят ущерб народному хозяйству. Если же численность животных приближается к опасной границе вымирания, необходимо применять меры к их сохранению.
А ведется учет при помощи различных методов. К примеру, по следам зверей, следам их жизнедеятельности, поселениям и так далее.