
Если бы у лесных фей была своя бижутерия, она выглядела бы именно так – с васильками, грибочками и солнечным светом внутри. Украшения Анастасии Ляпко словно вобрали в себя дыхание лугов, тишину леса и тепло лета. В каждом кулоне, кольце или подвеске – маленький срез природы, застывший в прозрачной смоле.
Как все началось
Анастасии Ляпко 29 лет. Она родом из деревни Березовка Глусского района.
По образованию девушка инженер химик-технолог. После окончания университета работала в лаборатории качества на предприятии «Минскдрев». Работа была интересной, давала новые знания и опыт. Однако в жизни появилось нечто, что стало гораздо ближе сердцу.
– В 2016 году я путешествовала по Грузии, – рассказывает девушка. – И в одной из сувенирных лавок увидела кулон. Внутри – ромашка, а сверху что-то, похожее на стекло. Я не могла понять, как это возможно. Я химик-технолог, да к тому же еще и стекольщик и знаю, что стекло плавится при температуре около 1000 градусов. Цветок бы просто сгорел. Но кулон был. Красивый, волшебный. Тогда я не могла его себе позволить – студентке он был не по карману. Но он запал в душу.
Целый год этот кулон не выходил у нее из головы. Потом начались поиски ответа – что же это за техника? Оказалось, цветок был залит не стеклом, а эпоксидной смолой. И тут инженерная часть ее натуры включилась на полную: она стала читать статьи, изучать свойства смолы, смотреть мастер-классы, анализировать.
– Я очень увлеклась. Весной 2017 года собрала первые цветы – подснежники. Высушила их, купила все, что нужно, и сделала первую заливку. Она была простой, плоской – но для меня значила очень много. До сих пор храню это первое украшение. Оно не на продажу – это память. Моя отправная точка.
Как цветы попадают в смолу
Создание украшения из смолы – процесс не быстрый. Он начинается не с эпоксидки, а с прогулки. Анастасия собирает природные материалы в своей деревне – каждое растение выбирает внимательно, по настроению, по вдохновению. Где-то колосок, где-то листочек, ягодка, где-то совсем крохотный грибочек – все идет в дело, если красиво и гармонично.
Дальше начинается сушка – процесс, в котором тоже немало нюансов.
– Если я делаю плоские украшения, то сушу цветы как гербарий – в книгах, под прессом. Это способ известный и понятный. А вот если изделие должно быть объемным – в виде шара, капли или какой-то фигурки – тогда нужен другой подход. Цветы я сушу в манке или в силикагеле. Так они сохраняют форму, не теряют цвета. А ягоды и грибочки вообще сушу естественным образом – просто оставляю на воздухе, и они становятся легкими, но держат объем.
Смола – живой материал
Когда все подготовлено, наступает этап творчества. И тут нельзя торопиться. Она не придумывает украшения заранее – просто садится за работу, и форма, цвет, настроение рождаются по велению сердца. Анастасия говорит: если плохое настроение, за дело не берется.
– Смола – материал с характером, – улыбается мастерица. – В один день она может вести себя идеально, в другой – совершенно по-другому. Все влияет: влажность, температура в комнате, даже настроение. Иногда появляются пузыри, иногда она густеет быстрее обычного. Мне пришлось перепробовать много вариантов, прежде чем нашла «свою» смолу. Но даже с ней каждый раз – как маленькое приключение.
Анастасия делает украшения интуитивно. У нее нет чертежей, схем, готовых образцов. Все рождается в моменте.
– У меня бывает так: просто беру цветы, фурнитуру – и начинаю. Само складывается. Я стараюсь передать настроение. Вот если на душе тихо, спокойно – и изделие будет нежным, спокойным. А если много света и радости – тогда и в кулоне появится больше цвета, яркости. Поэтому я не люблю работать на заказ. Там слишком много ограничений, а я хочу свободы. И именно свобода делает каждое украшение живым.
Не только мастер, но и учитель
Со временем Анастасия поняла, что ей хочется делиться своими знаниями. Так появились мастер-классы. Вместе с учениками она делает «море» – так называют картины из смолы с имитацией волн, песка, глубины.
– Мне стало не хватать общения. И я поняла, что могу помочь другим. Научить. Потому что новичок часто тратит деньги на материалы, а потом ничего не получается. Смола сложная. Лучше сразу учиться у тех, кто уже прошел этот путь.
Украшения с характером
Сегодня работы Анастасии можно купить в Глусском районном музее. Там целая коллекция: кулоны, броши, кольца, заколки – на любой вкус. Каждое изделие – со своей историей, со своим настроением.
Мастерица не боится конкуренции. Она уверена: у каждого мастера – свой путь и своя публика.
– Я вообще не считаю других мастеров конкурентами. Мы все разные. У каждого свои руки, своя душа. А значит – и украшения будут разными. Покупатель найдется у всех. Как в поле: каждая ромашка по-своему смотрит на солнце.
А самой Анастасии ближе всего по духу именно васильки и ромашки. Они простые, нежные и настоящие. Такие же, как и ее творчество. С них все началось – и они до сих пор вдохновляют.