12 апреля юбилей у бобруйского художника Олега Савичева – 75 лет.
Родился он центре послевоенного Бобруйска, в кварталах частной застройки между Пушкинской и Советской в сторону реки.
– Один дед пришел с войны полковником, привел солдат, и они построили нам дом, семье его сына, – рассказывает Олег Игоревич. – Солдаты тогда много в городе строили, а со стройматериалами было туго, применяли шлак от печного угля. А сами дед с бабулей жили в бараке для полковников, потом переехали далеко. А второго деда, бобруйского, я не помню, после войны он работал в суде, и один из подсудимых его сбил грузовиком...
– Отец был не то чтобы художником, но хорошо рисовал – и сам, и копировал картины, – вырезал шкатулки, играл на разных музыкальных инструментах... Я наблюдал, как он смешивает краски, как один цвет становится другим... И сам пошел в изостудию Беляева в Доме пионеров.
А ещё юный Олег Савичев, как многие мальчишки, прыгал с крыши с зонтиком и, как немногие, занимался в Сычковском аэроклубе, летал на планерах. Поэтому в армию, говорит, его аж упрашивали пойти в авиацию.
– Я и по весу-росту подходил под новые МИГи. Но не захотел. И вместо ВВС попал в ПВО. С прицелом, что я буду в части художником-оформителем. Это был 1968 год. Но служил я не только в части на Урале – многих армейских удожников вызвали в Москву рисовать карты, меня назначили старшим в группе. Готовились к какой-то войне. Потом передумали и нас расформировали, вернули по частям. Но сначала я отпросился из Москвы на 4 дня домой. Генерал мне дал гражданскую одежду и лично посадил на самолет – и я прилетел в Сычково. И на радостях пошел домой пешком. Вот счастья было и у мамы, и 30 друзей собралось!
Кстати, у нас была с детства компания: Атос-Портос-Арамис и я был д'Артаньяном. Атоса и Арамиса я уже похоронил.., а «Портоса» Сашу Сорокина искал, не смог найти.
Служил Олег Савичев в Магнитогорске, и один из корпусов местного пединститута был прямо рядом с частью:
– Как для меня специально, – улыбается юбиляр. – Институт мы называли «университетом», там был факультет художественно-графический, и после армии я туда поступил. Там же встретил студентку Любу, и мы поженились. Она занималась гобеленами, а парни из ее группы шили костюмы – я у них такую кожаную куртку заказал, как приехал в Бобруйск, ни у кого подобной не было!
После института Олег Савичев преподавал в Магнитогорском удожественном училище, в школах, ездил на Ангару и Енисей работать оформителем и заодно рисовать для себя. Набрался много идей для картин и впечатлений от приключений.
– Как-то на Енисее, в Богучанском районе шёл я по лесной узкоколейке в дальнее село, где жили переселённые украинцы. В компании медведя. Он из лесу вышел и пошел по обочине паралельно со мной. Я знал, что надо быть крайне спокойным, и просто потихоньку шел вперед. А когда наклонился послушать, едет ли дрезина, медведь также лег на рельсы рядом со мной. Потом ушел по своим медвежьим делам.
– Только вот сложилась такая ситуация, что вся российская работа – и в училище, и остальное, – не засчитывается мне в стаж, и пенсия маленькая. А только дом сколько денег требует... У меня только крохи документов, всё основное где-то в России осталось. Как бы это всё восстановить?..
В 87-м Олег Савичев с женой приехали в Бобруйск помогать его маме, так и остались. Он был уже членом Союза художников СССР, потом Беларуси, работал в мастерской городского отделения. Занимался и занимается графикой, станковой и монументальной живописью, мозаикой. В Бобруйске и в районе было много его панно и росписей – например, во Дворце культуры колхоза «Будаўнік», в ПТУ Кировска, роспись стен и картина в бобруйской 26-й школе.
– На Форштадте нам выделили здание бывшей школы, у всех было место работать. Там нарисовал двух наших соседей-ветеранов – сейчас очень бы в тему была такая картина, но к сожалению погибла от потопа на чердаке. Потом всё развалилось, сейчас не всегда есть где собраться. Я даже думал рядом с домом сделать пространство для художников – тут близко река, пейзажи хорошие. А дом себе я построил через два огорода от родительского, в котором осталась жить сестра.
Всё в большом многоуровневом доме (идею планировки подсмотрел в Испании) Олег Савичев сделал сам. И лепку на заборе, и резные перила с инкрустированным потолком, и каменный сад, и баню, и внутренний бассейн с окном в потолке и водопадом из черепахи.
По всему дому – искусство народов мира из туристических поездок, работы художников-бобруйчан, картины украинского художника Гордейчука и рисунки российского путешественника Конюхова, с которыми Олег Савичев дружен. И скульптуры Яна Савичева, сына.
– Он когда в Академии учился, они ж натурщиц лепили, работы учителю показывали, а потом опять комкали для новых занятий. А я говорю – зачем ломать, если хорошо получилось, привези нам, мы во дворе или в доме поставим. Вот и стоят, и студенческие работы, и поздние мастерские.
Одна из серъёзных работ Яна Савичева стоит на камине, который сложили и облицевали Олег с Любовью. Творчество сына в прямом смысле опирается на творчество родителей.
И конечно на стенах дома эскизы, рисунки, картины юбиляра. Включая известный автопортрет с Карлом.
– Мы подобрали воронёнка раненого, он поначалу совсем летать не мог, – рассказывает художник. – 5 лет жил в мастерской. Сидел у меня на руках, заплетал мне бороду...
– Сколько картин продано, сколько раздарено – а теперь и выставиться нечем, – восклицает юбиляр. – Сейчас сразу несколько картин в работе, что пишу, что переделываю. На лето сделаю мастерскую в саду, у пруда, где караси живут. Только б здоровья хватило. Нам еще 10 лет надо, чтоб успеть всё задуманное.
Крепкого здоровья! Ждём юбилейную выставку!