
Автомобили с зелеными регистрационными знаками давно перестали быть предметом удивления. Как и их происхождение. Подавляющее большинство «электричек» на наших дорогах – китайского происхождения. Наш нынешний предмет изучения тоже родом из Поднебесной. Только вместо непривычного глазу логотипа и труднопроизносимого названия – почти родная символика «Тойоты».


Последние три года электрический компакт-кроссовер – основное средство передвижения генерального директора ООО «Европластик» Александра Алексеевича Преснецова. Основное, но не единственное. Узнали, чем обусловлен выбор автомобиля, как показала себя электричка за три года, и верна ли аксиома, что Toyota, даже электрическая, не ломается?
За свою жизнь собеседник поездил на многих автомобилях. Начинал «автобиографию» с Nissan Bluebird и BMW пятой серии. Им на смену пришли Audi A6 и Mercedes E-class. Все иномарки собеседник вспоминает с теплотой, хотя те любили подбросить неприятностей.
– На «Ниссане» поехал в Москву, там пропала зарядка генератора. Объехал столичные сервисы, никто так и не смог выяснить причину. Кое-как доехал до Бобруйска, здесь обратился к знакомому гаражному мастеру и он быстро нашел причину – щетки.

BMW, говорит собеседник, тоже нет-нет, да и «делала мозг». И каждый ремонт баварского седана больно бил по карману.
– Автомобили этой марки в принципе дорогие в обслуживании, а тут почти каждый ремонт сводился к замене целого узла, – вспоминает Александр Преснецов.


Первым автомобилем с эллипсами на значках стала Toyota Camry. Решающим фактором при выборе марки стали рейтинги надежности. В большинстве из них японский седан лидировал, оставляя далеко позади ближайших конкурентов. Опыт эксплуатации, говорит собеседник, лишь подтвердил заслуженное «золото» в таблице популярности. «Камри» и сейчас эксплуатируется, только колесит по московским дорогам.
– В 2022 году нашему московскому представительству понадобился автомобиль. Экономическое положение тогда не позволило покупать новую машину, поэтому иномарку передали москвичам, – продолжает собеседник.

В том же году эстафету от «Камри» приняла Toyota BZ4X. Компакт-кроссовер на электрической тяге компания представила годом ранее на Шанхайском автосалоне – крупнейшем азиатском форуме. Новинку оценили, и через полгода с небольшим компания запустила серийное производство – в Китае и на родине бренда.

Предпочтение китайской версии собеседник отдал по нескольким причинам. Покупка обошлась владельцу в 36 000 долларов США в эквиваленте. Японский вариант стоил на 40 процентов дороже. Плюс, логистика.
– Заказывал машину у белорусской фирмы, специализирующейся на поставках автомобилей из Китая, – рассказывает Александр Преснецов, – решил, лучше заплачу небольшую комиссию, чем получу автомобиль «не того» цвета или комплектации. Так бывает, когда заказываешь напрямую у производителя. И потом трудно что-то доказать.

В Беларусь кроссовер прибыл… в железнодорожном контейнере. По словам собеседника, вариант «автовоз» отпал по соображениям безопасности. Маршрут лежал через казахские степи, а там, шутит Александр Алексеевич, еще дух 90-х витает.

За три года автомобиль проехал чуть более 60 тысяч километров. Ремонтов не «попросил», только техническое обслуживание: колодки, салонный фильтр (а других и нет), смена сезонной резины. Проблему нехватки запчастей, владелец пока не почувствовал. «Это же Тойота, она не ломается», – вслед за приверженцами марки повторяет Александр Преснецов. А если и сломается, то с комплектующими поможет соплатформенный RAV4 – вот откуда «четверка» в названии кроссовера.
– Единственная проблема, к которой пришлось столкнуться – панель приборов знает только два языка: китайский и английский. Говорят, умельцы перепрошивают «приборку». Но там лотерея: есть риск превращения в «кирпич».

Живет собеседник в своем доме, там же и заряжает автомобиль. По паспорту полного заряда хватает на 540 километров. Еще на заре производства BZ4X коллеги из датского издания FDM протестировали кроссовер на соответствие заявленным показателям. И были разочарованы: заряда не хватило и на половину дистанции. Результаты тестов, наверняка, доложили производителю…
Наш экземпляр способен преодолеть до 450 километров.
– Но это если ехать, строго 90 километров в час. Если шустрее – то хватит километров на 300. Зимой много тянет обогрев, летом – кондиционер.

Максимальная скорость автомобиля 160 километров в час. Собеседник признается, пока не доводилось разгонять иномарку до таких показателей. Но 120 км/ч машине даются легко. Только заряд уходит быстро. Порой даже слишком быстро, с риском не вернуться домой своим ходом.
– Ездили в Минск, по индикатору должно было хватить и на обратную дорогу. Но впритык. Решили не рисковать и зарядить батарею. Поехали на одну ближайшую «зарядку» – не подошел кабель. Вроде нашли в интернете «нужную» станцию, отправились туда. И снова, неудача. В машине два разных разъема и ни один не подходит. А заряд почти на нуле. Хорошо, рядом торговый центр оказался, со своей зарядной станцией. За 40 минут пока перекусывали и гуляли по ТЦ, батарея набрала 80 процентов.

Расставаться с автомобилем Александр Преснецов пока не собирается. Говорит, в качестве городской машины сложно подобрать что-то лучшее. Если и возникнет желание пересесть на что-то поновее, то, уверен собеседник, это будет гибрид. Бесспорный лидер в этом сегменте – Prius – также принадлежит Toyota. А для дальних поездок есть дизельный Lexus LX. С расходом до десяти литров на сотню можно не подстраиваться под карту АЗС.

Еще больше актуальных новостей читайте в нашем Telegram