«Мама приходит и говорит: «Есть такой вариант, ты этого хочешь?»»
54-летний Валентин Козлов в свое время окончил училище бытового обслуживания в Минске по специальности «Слесарь-ремонтник сложной бытовой техники». Выбрать эту профессию ему посоветовала мама, но так совпало, что Валентину и самому эта идея пришлась по душе.
– Предприятие «Рембыттехника» в Бобруйске давало туда направление, – рассказывает собеседник. – Дальний родственник по линии отца работал там, он и посоветовал. Мама приходит как-то и говорит: «Есть такой вариант, ты этого хочешь?» Мне такая мысль сразу понравилась. Мой старший брат занимался радиоаппаратурой, и меня с детства интересовали техника, электричество.
Валентин отучился в училище три года, параллельно проходил практику на Минском заводе холодильников и вернулся в Бобруйск отрабатывать положенный срок в «Рембыттехнике». Отслужив в армии, снова вернулся на предприятие по ремонту бытовой техники. Здесь Валентин отработал 24 года – с 1991-го по 2015-й, до момента ликвидации предприятия. В 2000-м он еще заочно окончил Бобруйский лесотехникум по специальности «механик деревообрабатывающих станков», как сам говорит, «на всякий случай».
Во время работы в «Рембыттехнике» Валентин занимался преимущественно ремонтом стиральных машин.
– Мы работали в бригаде, – рассказывает мужчина. – Кто-то больше занимался пылесосами, кто-то – кухонными комбайнами, кто-то – холодильниками и так далее. А я специализировался на стиральных машинах. Но если кто заболевал, уходил в отпуск, я мог делать «мелкий быт» – фены, пылесосы. Холодильники тоже ремонтировал, за исключением моментов, где нужна была сварка.
«Поначалу думал, что ИП – это что-то очень страшное и сложное»
В 2015 году, когда бобруйская «Рембыттехника» прекратила свое существование, наш герой пошел работать к своему знакомому, который на тот момент уже был ИП.
– Я много лет работал в государственной структуре и думал, что ИП – это что-то очень страшное и сложное, – признается Валентин. – Поработав у своего коллеги месяца два, понял, что там сложного ничего нет, и сам решил открыть ИП. Проблем с регистрацией не было никаких. Когда я пошел в администрацию района, взял с собой свидетельство об образовании, трудовую. Но у меня только спросили, чем я хочу заниматься. Оплатил пошлину и через три дня начал работать самостоятельно.
В статусе ИП Валентин работал до октября 2024 года. А затем перечень видов деятельности, на которые распространяется налог на профдоход, был расширен, его занятие попало в обновленный перечень, и мужчина перешел на новую форму налогообложения.
– Конечно, мне выгоднее быть плательщиком профдохода, – говорит мастер. – Сейчас я плачу 10 процентов налога от заработанной суммы, и меня это более чем устраивает. К тому же, я не должен иметь кассовый аппарат, нет необходимости открывать расчетный счет в банке, вести учет доходов и расходов, предоставлять налоговую и другую отчетность. Заполнил дистанционно мобильное приложение – и все.
В работе «на себя» мужчина видит лишь один минус:
– Когда ты работаешь в коллективе, всегда есть возможность кого-то позвать на помощь, если что непонятно. А когда работаешь один, здесь уже можно надеяться только на себя.
Впрочем, сейчас Валентин не делает ремонт всей бытовой техники, а берется преимущественно за стиральные машины, лишь 5 процентов от его заказов – микроволновые печи. Наш герой уверен, что, специализируясь на определенных видах техники, мастер достигает большего совершенства в своем ремесле.
«Для ремонта стиральных машин много оборудования не надо»
По словам Валентина, больших финансовых вложений для того, чтобы заниматься этим делом, не требуется.
– Для стиральных машин много оборудования не надо, – говорит он. – Основной инструмент мастера – отвертки, набор гаечных ключей, шестигранные наборы бит, недорогая дрель, шуроповерт. К тому же, многое у меня оставалось со времен работы в «Рембыттехнике»: что-то я покупал за свои деньги, что-то при списании отдали. Бывают моменты, когда могут понадобиться шлифовальный и токарный станки, но не буду же я их покупать, когда они окупятся! Лучше при необходимости попрошу у токаря сделать, что нужно. Словом, если человек начинает это дело, максимально ему придется рублей 400 вложить. Вот если заниматься и электроникой в машинах, то речь пойдет о гораздо больших суммах.
К слову, учиться мастеру стиральных машин нужно всегда, поскольку появляется все новая и новая техника.
– Начинал я еще с машин активаторного типа – «Рига», «Ока», «Симбирка», «Волга». Потом были еще такие мини-машины: «Алеся», «Фея», «Малютка», «Десна», – рассказывает собеседник. – На смену им пришли полуавтоматы – «Волна», «Чайка», «Сибирь», «Аурика». А сейчас у всех автоматы. Это совсем другие машины, и детали в них другие, и ремонт. Те знания, которые я получал в училище, уже давно устарели. Учусь на практике, где-то с ребятами советуюсь. На Ютубе люди выкладывают ролики, процентов 30 там – то, что действительно может пригодиться. И сейчас есть форумы, чаты, где люди советуются, обмениваются опытом. Обучающие курсы существуют, но здесь все упирается в деньги, я пока обхожусь без них.
«Электронику могу сделать только в "Атланте"»
Валентин берется за ремонт почти всех стиральных машин, лишь в 10 процентах отказывается – в основном, когда требуется ремонт электронного модуля управления стиральной машины.
– Электронику могу сделать только в «Атланте», она там не такая сложная. Когда работал в «Рембыттехнике», эти машины находились у нас на гарантийном обслуживании, и мне они очень хорошо знакомы. В остальных случаях, когда проблемы с программным обеспечением, мне приходится обращаться к сторонним лицам за помощью.
Самыми типичными поломками, по словам Валентина, являются выход из строя нагревательного элемента, насоса, разрушение подшипника. И это касается всех машин, независимо от бренда.
– У нас в городе, да и в целом по республике, вода жесткая, потому на нагревательном элементе образуется накипь, что сильно сокращает срок его службы, – поясняет собеседник. – А вот разрушение подшипника – уже вопрос времени.
Между прочим, диагностику неисправностей Валентин проводит, в основном, на слух.
– Специального оборудования для этого нет. Только сопротивление электрической изоляции можно тестером проверить. А все остальное – на слух, плюс опыт. То есть, я задаю вопросы, как врач на приеме – какие симптомы, и уже обычно представляю, какая поломка. Не всегда получается сразу поставить «диагноз». Иногда нужно разобрать, посмотреть.
«Может, лучше добавить пару тысяч и купить новую машину»
Собеседник говорит, что в своей практике он изредка сталкивается со случаями, когда машину отремонтировать нельзя.
– Таких случаев – процентов пять. Бывает, отсутствуют запчасти для ремонта, обычно это касается машин, которым уже 20-25 лет. Или корпус железный заржавел полностью. Восстановить его можно – вырезать кусок, как у автомобиля, и латку какую-то поставить. Но тут цена вопроса. Если я это за 250 рублей сделаю, вас это устроит? Может, лучше добавить и купить новую машину или взять в кредит. Сейчас самая дешевая «стиралка» стоит 800 рублей. Я не могу пообещать человеку, что его старенькая машина после ремонта проработает долго. Я уверен, что детали, которые я заменил, прослужат еще несколько лет, а за все остальное не могу ручаться, каждая деталь имеет свой предельный срок износа.
– Валентин, а сколько лет вообще может служить стиральная машина?
– Провожу аналогию с легковым автомобилем, у которого есть лимит пробега. В стиральных машинах также есть лимит количества стирок: в среднем от 2,5 до 3,5 тысяч. Уравнение простое: если вы стираете каждый день, а в году 365 дней, то за 10 лет у вас выходит 3 650 стирок. Если вы стираете в среднем два раза в неделю, то за 10 лет получится 1 049 стирок. Потому производители бытового стирального оборудования категорически не рекомендуют использовать его в гостиницах, ресторанах – там оно очень быстро выйдет из строя.
– Дайте несколько рекомендаций: как обращаться со стиральной машиной, чтобы она прослужила долго?
– Не стоит постоянно использовать «быстрые стирки» – 25-30 минут. Такой режим сокращает срок службы машинки. Короткие программы нужно чередовать с долгими, чтобы почистить машинку изнутри (или включать самоочистку отдельно – самая длительная программа на самой высокой температуре). Если вы все время стираете на «быстрых стирках», раз в два месяца просто ставьте машину на кипячение и закидывайте 200 грамм лимонной кислоты. Можно использовать заводские средства для удаления накипи. И еще: не следует перегружать барабан, придерживайтесь инструкции.
«В целом сейчас купить детали – проблем никаких»
Есть проблема найти детали для ремонта?
– Из-за санкций запчасти к машинам ведущих европейских брендов зачастую сложно найти, – отвечает Валентин. – Но есть китайские аналоги. Они немного хуже по качеству, но они есть. В целом сейчас купить детали – проблем никаких. Если раньше поставщиков на всю Беларусь было один-два, сейчас их много. Причем, детали доставляют или высылают по почте. Сейчас работаю с поставщиком из Жодино. Можно заказывать и через Вайлдберриз, там есть все. Но в интернет-магазине гарантии тебе никто не предоставит, а с поставщиком я могу решить вопрос, если деталь некачественная.
Стараюсь покупать качественные запчасти, хоть они немного дороже. На свою работу даю год гарантии. И если деталь выйдет из строя через полгода, мне это не надо. По закону могу давать гарантию на два месяца, но понимаю, что это неправильный срок.
Мастер знает самые типичные поломки машин, потому у него имеется свой мини-склад необходимых запчастей, среди которых – комплекты подшипников, насосы, тэны, сальники, манжеты уплотнительные и прочее. Всего на складе у Валентина набралось деталей уже на 3-5 тысяч рублей. Говорит, когда начинал работать самостоятельно, ничего этого не было, все приобретал в процессе работы.
По словам собеседника, стоимость на детали зависит от производителя, и разбежка в цифрах большая.
– Самая дорогая деталь – электроника, – рассказывает Валентин. – На белорусские машинки ее можно за 150 рублей купить, на импортные – за 250-400 рублей. Чем больше сенсорные панели, тем дороже. Насос от неизвестного китайского бренда стоит в районе 25 рублей, хороший – до 50 рублей. Есть машины, на которые подойдут 5-6 видов насосов, а есть такие, которым требуется только свой. Думаю, производители это специально делают: поломалась машина – иди купи новую.
По словам мастера, на нашем рынке из-за санкций сейчас почти не осталось стиральных машин ведущих европейских брендов. В основном китайские, турецкие, российские и белорусские.
Что касается цен
Валентин говорит, что общего прейскуранта для всех мастеров не существует. У него есть свой личный прайс. Предварительную стоимость своей услуги озвучивает клиенту до ремонта.
– Я уже по телефону говорю о диапазоне цены, – рассказывает собеседник. – Выезд у меня бесплатный, но, если я разбираю машину, провожу диагностику, то за это беру от 10 до 20 рублей. Если я просто посмотрел, и мне все понятно, то это 5 рублей. Изредка бывает, что на деле сумма ремонта оказывается большей, чем я предварительно сказал. Например, бак разбираешь, начинаешь чистить, а он треснул, или электроника перестает работать. Как правило, люди с пониманием относятся к таким форс-мажорам.
Цены на самые востребованные услуги:
- замена подшипников – от 180 до 250 руб., может быть дороже;
- замена насоса – от 85 до 150 руб., в зависимости от бренда машины и производителя самого насоса.
«Может, я не заработаю этих денег, но останусь спокоен»
– Понятно, что клиенты на любой работе встречаются разные. Как поступаете с конфликтными людьми?
– Часто уже во время телефонного разговора чувствуешь таких людей, – говорит мастер. – Я не хочу себе нервы портить, просто отказываюсь. Может, я не заработаю этих денег, но останусь спокоен.
– Как общаетесь с клиентами, которые ничего не понимают в технических деталях?
– Обычно люди доверяют мастеру. Как правило, клиенту надо одно – чтобы машина работала. Вопросы могут задавать как раз те, кто что-то в этом понимает.
По словам Валентина, недостатка в клиентах у него обычно нет.
– Осталось много старых заказчиков со времен работы в «Рембыттехнике». Даю рекламу в местные СМИ, в соцсети – «Одноклассники», «ВКонтакте», планирую в Инстаграме зарегистрироваться.
«Сейчас у меня зарплата гораздо больше, чем на государственном предприятии»
По словам собеседника, прожить на ремонте стиральных машин можно.
– Запросы у каждого человека свои, но мне хватает, – говорит мужчина. – Сейчас у меня зарплата гораздо больше, чем на государственном предприятии. У ребят, которые давно перешли на ИП, доходы сначала были очень хорошими, потому что их было мало. А сейчас конкуренция большая. Но ежемесячно 1000-1500 рублей я имею. Знаю, что на заводах ребята получают столько же, так они там за станком смену стоят, не отвлекаясь. А я к людям пришел, поговорил, физически работа у меня не тяжелая. Менять что-то в ближайшей перспективе не планирую.
Связаться с Валентином Козловым вы можете по тел. (+375-29) 391-33-83.
Уважаемые ремесленники, самозанятые, мастера нашего города!
У вас есть возможность разместить объявление о продаже своих изделий и оказании услуг на сайте «Вечерки»: заходите на krama.bobruisk.ru
Регистрация простая, объявление на сайте публикуется бесплатно, можно добавить много фото.
Возникнут вопросы – звоните в рабочее время сотруднице редакции по тел. (+375 33) 301 45 62 (Дарья).