«Ребенок плачет, злится, устраивает истерики. Как правильно реагировать?» Разбираемся с психологом

1105
Знаете ли вы, что такое контейнирование эмоций? Между тем, эта тактика может помочь и ребенку, и взрослому.

«Я мама 5-летнего сына, и у меня проблема. Иногда он сильно плачет, злится, устраивает истерики из-за мелочей. Я не понимаю, как правильно реагировать. Сама срываюсь, кричу, потом стыдно. Хочется не поощрять такие всплески, но и не навредить ему. Помогите разобраться, пожалуйста» (Анна, 31 год).

Отвечает частный психолог Ирина Горовцова:

– Слышали ли вы о такой практике, как контейнирование эмоций? Давайте разберем, что это такое и как это может вам помочь.

Ирина Горовцова
Ирина Горовцова

Контейнирование – это процесс, при котором вы спокойно принимаете эмоции ребенка, показываете ему, что они нормальны, помогаете назвать их и переработать. Ваше спокойствие становится как бы «контейнером» для его бурных чувств. В итоге, ребенок учится понимать свои эмоции и регулировать их.

Зачем это нужно?

  1. Для развития эмоционального интеллекта. Ребенок учится осознавать и называть свои чувства, что важно для его психологического здоровья.
  2. Для формирования доверия. Когда вы не отвергаете его эмоции, а принимаете, ребенок понимает, что он может к вам прийти со своими переживаниями.
  3. Для снижения частоты истерик. Если ребенок видит, что его чувства принимают, он перестает использовать истерики как способ донести свои переживания.

Пошаговый алгоритм контейнирования эмоций

  • Сохраняйте спокойствие.

Если ребенок кричит или плачет, самое важное – не реагировать на его эмоции собственным гневом или раздражением. Сделайте глубокий вдох, напомните себе, что это его способ выразить то, с чем он не может справиться.

  • Отразите чувства ребенка.

Скажите: «Ты злишься, потому что…» или «Ты расстроен, потому что…». Например: «Ты расстроился, потому что я сказала, что нужно выключать мультфильмы. Это неприятно, я понимаю»; «Ты злишься, что тебе не купили новую игрушку, я знаю, это обидно».

  • Назовите эмоцию.

«Ты злишься», «Ты расстроен», «Тебе обидно». Это поможет ребенку понять, что с ним происходит. Дети не всегда осознают свои чувства, и ваша помощь важна.

  • Признайте эмоцию.

Покажите, что это нормально – испытывать чувства: «Это правда обидно, когда нельзя делать то, что хочется».

  • Создайте безопасное пространство.

Если ребенок очень бурно реагирует, можно сказать: «Я с тобой. Я здесь, чтобы помочь». Иногда достаточно просто посидеть рядом молча, пока он успокаивается.

  • Переключите внимание (если это уместно).

После того как ребенок немного успокоится, попробуйте предложить альтернативу: «Давай порисуем, чтобы стало легче?» или «Может, попьем воды?»

  • Помогите искать решение (если это возможно).

Если причина эмоции ясна, можно обсудить, как решить ситуацию: «Как ты думаешь, что мы можем сделать, чтобы это исправить?»

Пример

Ребенок громко плачет, потому что вы сказали, что пора собираться домой с прогулки.

  1. Сохраняете спокойствие, глубоко дышите.
  2. Отражайте его чувства: «Ты расстроился, потому что хочешь еще поиграть…»
  3. Называйте эмоцию: «Тебе грустно и обидно…»
  4. Признавайте эмоцию: «Это действительно грустно, когда приходится заканчивать игру».
  5. Держите контакт: «Я с тобой, давай посидим вместе…»
  6. Когда ребенок успокоится, переключайте его внимание: «Давай возьмем любимую игрушку в дорогу?»

Что делать, если эмоции слишком сильные?

Если ребенок кричит или пинается, постарайтесь мягко, но твердо обозначить границы: «Ты можешь злиться, но нельзя бить маму. Давай я подержу тебя, чтобы ты не ударился…»

Дайте ему возможность «выгрузить» эмоции: крик, слезы, активность – это нормально. Важно, чтобы рядом был взрослый, который поддерживает.

Контейнирование – это процесс, который требует терпения, но он помогает ребенку учиться управлять своими эмоциями. Ваша задача – быть его опорой и примером. Со временем ребенок начнет использовать эти модели и сам справляться со своими переживаниями. Вы справитесь!