«Я мама 5-летнего сына, и у меня проблема. Иногда он сильно плачет, злится, устраивает истерики из-за мелочей. Я не понимаю, как правильно реагировать. Сама срываюсь, кричу, потом стыдно. Хочется не поощрять такие всплески, но и не навредить ему. Помогите разобраться, пожалуйста» (Анна, 31 год).
Отвечает частный психолог Ирина Горовцова:
– Слышали ли вы о такой практике, как контейнирование эмоций? Давайте разберем, что это такое и как это может вам помочь.
Контейнирование – это процесс, при котором вы спокойно принимаете эмоции ребенка, показываете ему, что они нормальны, помогаете назвать их и переработать. Ваше спокойствие становится как бы «контейнером» для его бурных чувств. В итоге, ребенок учится понимать свои эмоции и регулировать их.
Зачем это нужно?
- Для развития эмоционального интеллекта. Ребенок учится осознавать и называть свои чувства, что важно для его психологического здоровья.
- Для формирования доверия. Когда вы не отвергаете его эмоции, а принимаете, ребенок понимает, что он может к вам прийти со своими переживаниями.
- Для снижения частоты истерик. Если ребенок видит, что его чувства принимают, он перестает использовать истерики как способ донести свои переживания.
Пошаговый алгоритм контейнирования эмоций
- Сохраняйте спокойствие.
Если ребенок кричит или плачет, самое важное – не реагировать на его эмоции собственным гневом или раздражением. Сделайте глубокий вдох, напомните себе, что это его способ выразить то, с чем он не может справиться.
- Отразите чувства ребенка.
Скажите: «Ты злишься, потому что…» или «Ты расстроен, потому что…». Например: «Ты расстроился, потому что я сказала, что нужно выключать мультфильмы. Это неприятно, я понимаю»; «Ты злишься, что тебе не купили новую игрушку, я знаю, это обидно».
- Назовите эмоцию.
«Ты злишься», «Ты расстроен», «Тебе обидно». Это поможет ребенку понять, что с ним происходит. Дети не всегда осознают свои чувства, и ваша помощь важна.
- Признайте эмоцию.
Покажите, что это нормально – испытывать чувства: «Это правда обидно, когда нельзя делать то, что хочется».
- Создайте безопасное пространство.
Если ребенок очень бурно реагирует, можно сказать: «Я с тобой. Я здесь, чтобы помочь». Иногда достаточно просто посидеть рядом молча, пока он успокаивается.
- Переключите внимание (если это уместно).
После того как ребенок немного успокоится, попробуйте предложить альтернативу: «Давай порисуем, чтобы стало легче?» или «Может, попьем воды?»
- Помогите искать решение (если это возможно).
Если причина эмоции ясна, можно обсудить, как решить ситуацию: «Как ты думаешь, что мы можем сделать, чтобы это исправить?»
Пример
Ребенок громко плачет, потому что вы сказали, что пора собираться домой с прогулки.
- Сохраняете спокойствие, глубоко дышите.
- Отражайте его чувства: «Ты расстроился, потому что хочешь еще поиграть…»
- Называйте эмоцию: «Тебе грустно и обидно…»
- Признавайте эмоцию: «Это действительно грустно, когда приходится заканчивать игру».
- Держите контакт: «Я с тобой, давай посидим вместе…»
- Когда ребенок успокоится, переключайте его внимание: «Давай возьмем любимую игрушку в дорогу?»
Что делать, если эмоции слишком сильные?
Если ребенок кричит или пинается, постарайтесь мягко, но твердо обозначить границы: «Ты можешь злиться, но нельзя бить маму. Давай я подержу тебя, чтобы ты не ударился…»
Дайте ему возможность «выгрузить» эмоции: крик, слезы, активность – это нормально. Важно, чтобы рядом был взрослый, который поддерживает.
Контейнирование – это процесс, который требует терпения, но он помогает ребенку учиться управлять своими эмоциями. Ваша задача – быть его опорой и примером. Со временем ребенок начнет использовать эти модели и сам справляться со своими переживаниями. Вы справитесь!