В каждой семье есть альбом, страницы которого хранят воспоминания, лица, события.... В фотоальбоме глусчанки Людмилы Алисевич особое место занимают фотографии ее отца, Василия Романовича Катарского.
– Отец родился в 1928 году в деревне Косаричи Глусского района в многодетной семье – у его родителей, Романа и Зинаиды, 8 детей было, – рассказывает Людмила Васильевна. – Папа – третий ребенок. В 1930-е дед Роман был бригадиром в колхозе, коммунистом. А семья бабушки Зинаиды была довольно зажиточной – ее занимался пчелами. Замуж она выходила не в лаптях, а на свадьбу надела кожаные ботиночки, которые были в то время в деревне только у нее одной.
В 1937-м дед Роман умер от тяжелой болезни. Бабушке Зинаиде пришлось одной «поднимать» детей. Она, кстати, прожила 96 лет! Конечно, ей помогали старшие дети. Но, несмотря на такое тяжелое время, моему отцу удалось до войны окончить 6 классов. У папы в детстве был интересный случай. Лет по 7-8 им было. Они с другом пришли в гости к бывшему косаричскому учителю. Играли там и нашли горшочек с золотом. Но дети и не понимали, что это ценность. Они все монетки из горшочка по одной просунули в дырочки между половиц – играли так, им было весело, интересно. Когда хозяин обнаружил пропажу, сразу к детям – где горшочек? Они показали. Он вскрыл пол и все достал. А за то, что мальчишки ничего себе не взяли, принес и подарил бабушке Зинаиде 10 золотых рублей.
Во время войны в Косаричах немцы забирали молодежь для отправки в Германию. Когда они приехали в очередной раз, мой папа спрятался в сарае в сено. Но оккупанты штыками «прощупывали» все кучи сена в деревенских сараях. И папе немец штыком проткнул плечо…
Многие мужчины из деревни Косаричи ушли в партизанские отряды. Так сделал и папин старший брат. Не один раз за время оккупации немцы в деревне сжигали дома, где жили партизанские семьи. Сожгли и их дом тоже. Семья отца вынуждены была скрываться и жить в лесу.
– Папа служил срочную службу в армии с марта 1949 до февраля 1950-го аж на Сахалине, – продолжает рассказывать Людмила Алисевич. – Но прослужил он только один год. В должности писаря. А потом его комиссовали по состоянию здоровья. Во время войны он переболел тифом и болезнь дала осложнение на глаз. Когда забирали в армию, не обратили внимания, что один глаз не в порядке. И вот уже в армии ему сделали сложную операцию и удалили глаз – настолько все было серьезно. Дали инвалидность – 3-ю группу. Всю оставшуюся жизнь папа прожил с искусственным глазом.
– Отец был предан своей профессии, он очень любил свою работу, – говорит Людмила Васильевна. – Безусловно, в приоритетах семья у него стояла на первом месте, но на втором, третьем и так далее – работа. В 1946 году он поступил в Бобруйск в торгово-кулинарную школу на отделение бухучета. Первое его место работы в 1947 году – артель «Победа» (позже она вошла в состав промкомбината, который позднее стал Комбинатом бытового обслуживания). Эта организация, к слову, стала для отца практически родной. Он долго там работал, потом уходил на некоторое время, но все-таки вернулся обратно и на пенсию ушел с КБО.
С 1955 по 1959 год он учился в Москве во Всесоюзном заочном технологическом техникуме промкооперации по специальности бухгалтерский учет.
В 1970-х около пяти лет он работал бухгалтером в Глусской типографии и редакции районной газеты «Сцяг Радзімы». В общей сложности бухгалтером (и рядовым, и главным) отработал 45 лет.
А сколько у него грамот, различных благодарностей и наград! Папа не просто был бухгалтером, но еще и общественным активистом, работал в органах народного контроля. Все, что он делал, чем занимался – делал искренне, выкладывался на 100 %, верил, что помогает сделать жизнь окружающих его людей лучше.
Был, как говорят, правдорубом и человеком с повышенной ответственностью. Вспоминаю случай: ему нужно было идти на субботник, а у отца были серьезные проблемы с желудком, и мама не хотела его отпускать, жалела. Она закрыла отца в доме. И что вы думаете? Он вылез в окно и убежал на субботник.
– На нескольких старых снимках конца 1940-х годов – говорит Людмила Васильевна, – моя мама Нина Андреевна Петрова (в девичестве) на них – студентка Могилевского пединститута. Она была родом из Шкловского района и приехала в Глусский район работать по распределению в школу учительницей начальных классов.
Тут и познакомилась с отцом. Начинала мама работать в Балашевичской восьмилетке. На снимке она с подругой как раз в этой школе в первый год работы.
– Это уже мои фото, – рассказывает Людмила Васильевна. – Вот мне 10 лет, и я на новогоднем утреннике для детей работников КБО. У меня из костюма – только корона, на которой написано слово «Мир». Ее сделала мама. Но концерты были не только в Новый год, их организовывали и в другие праздники. Больше всего запомнился один из них, который проводили в районном Доме культуры. Там был хор работниц комбината и нас, маленьких девочек (5 лет мне было) тоже приглашали выступать – петь песни.
А вот мы с отцом. Я, студентка БГУ, приехала домой и на автостанции в центре Глуска меня встретил папа.
– Каждый раз, когда я листаю семейный альбом, – говорит Людмила Васильевна, – мне кажется, что отец снова рядом, его сила и тепло в каждом снимке. Это не просто фотографии, это нити, связывающие поколения, напоминание о том, как важно ценить и хранить семейные ценности, чтобы передать их дальше – детям и внукам.