Это здание на улице Советской, 64 отличает характерный для старых зданий Бобруйска внешний декор, затейливая вязь каменных узоров и имитация колонн. А внутри – высоченные потолки, овальной формы окна второго этажа и узкая крутая лестница, ведущая наверх… Это библиотека имени Горького.
Доходный дом или хедер на прежней Романовской?
Дореволюционная история каменного особняка довольно запутана и туманна. Есть разные версии по этому поводу. По рассказам старожилов, этот дом на бывшей улице Романовской был построен бобруйскими кирпичными магнатами купцами Гиршей Розенбергом и его сыном Ароном. Здание строилось из розенберговского кирпича, такие кирпичи с клеймом Розенберга были обнаружены при ремонте библиотеки. Возможно, дом строился как доходный, где сдавались квартиры.
Есть некоторые указания на то, что здание какое-то время использовалось под еврейский хедер – начальную школу для мальчиков. Здесь еврейские мальчики в возрасте от 6 до 13 лет знакомились с основами иудаизма. Кроме религиозных предметов на идише, большое внимание в хедере уделялось арифметике. А для нерадивых учеников применялись телесные наказания. Мальчики проводили в хедере весь день до вечера, кроме субботы, праздничных и предпраздничных дней.
Сохранились два снимка этого здания середины прошлого века, где дом предстает до капитального ремонта еще в неперестроенном виде. На одном из этих снимков на фронтоне четко виден год постройки – 1903. Каменное здание возводилось на улице Романовской после пожара 1902 года, когда сгорели почти все деревянные постройки центра города.
Продукция для Англии и документация на идише
С 1928 по 1931 год здесь размещалась щетинная фабрика, правление ее находилось в Минске – Белорусское акционерное общество «Белщетина». Само здание было в частной собственности совладельцев дома Моисея Израилева Фундаминского и Сарры Моисеевны Кецлах, сдававших помещения в аренду «Белпайщетине».
Здесь производились «галантерейные щетки и технические щетки хозяйственного потребления». Щетки изготавливались по «китайской и парижской технологии». 90 процентов изготовленной продукции уходило на экспорт, в том числе в Лондон и Нью-Йорк. Сохранилось распоряжение из Москвы, где требовалось количество поставляемой в Англию продукции измерять в «англо-фунтах». В архивных документах указывается 2,2046 английских фунтов – вес продукции, отгруженной на туманный Альбион. Договоры на поставки обсуждались по телефону №255, принадлежавшему фабрике.
Бобруйской фабрикой руководили Семен Наумович Гасиловский, Залман Пейсахович Мишель, Ратнер и Э. Ледерман. Всего на предприятии работали 65, позже 66 человек. Из них 60 рабочих, 6 служащих, в основном евреи. В архивных документах указан национальный состав работников: 2 белоруса, 60 евреев, 4 русских. Примечательно, что на предприятии, где в основном работали евреи, документация велась на трех языках: русском, белорусском и на идише. Внутренняя документация – в основном вся на идише!
Головки сыра, подсолнечное масло и булки по праздникам
В конце 1920-х это было процветающее предприятие. Для бобруйчан считалось очень престижным работать на щетинной фабрике. Евреи-руководители заботились о своих работниках. За вредность щетинного производства все получали дополнительные пайки, что было очень актуально в те голодные годы. Рабочим выдавали в месяц три головки сыра, две бутылки подсолнечного масла, ученикам полагались полторы головки сыра и одна бутылка растительного масла. И даже к праздникам давали по спискам пшеничные булки! Это была настоящая роскошь!
В декабре 1931 года фабрика была закрыта, ее передали в ведение Витебского щетинно-щеточного комбината. В Витебск предлагалось переехать и всем работникам ликвидированного предприятия. О том, переезжали ли бобруйчане из родного города в Витебск, информации нет.
По некоторым сведениям, в старом особняке в довоенные годы размещалась школа, возможно, «белорусская школа №15».
Шесть классов образования для библиотечного работника? Было такое!
С 1949-го здесь размещается библиотека имени Горького вместе с детской библиотекой имени Крупской.
Любопытны документы тех лет, рассказывающие о работниках библиотеки. В списке библиотечных работников, составленном 15 июля 1947 года, значатся помощники библиотекаря Елена Николаевна Пыж с образованием всего шесть классов и Анна Афанасьевна Ременчик с образованием семь классов!
А с 1954 года после ликвидации Бобруйской области учреждение получило статус Бобруйской центральной городской библиотеки имени Горького. В штатном расписании числились 11 библиотечных работников.
В разные годы библиотеку возглавляли Михаил Афанасьевич Смирнов, Илья Петрович Кравченко, Любовь Ароновна Бер, Надежда Александровна Немкевич, Жанна Николаевна Бокая.