20 декабря 82-й день рождения отмечает журналист и писатель, Почетный гражданин Глусского района с 1997 года, соавтор многих наших материалов Наум Сандомирский.
Родился Наум Борисович в военном 1942-м в Сибири, под Барнаулом. Отец – до войны актер в одесском театре – ушел на фронт, беременная мать в июне 41-го гостила у своего отца в Глуске, и все они сразу эвакуировались в Алтайский край. Там Роза и родила сына Наума. А после войны вернулась в свои родные места.
– И папа вернулся, – рассказывает Наум Борисович. – Ему предлагали в Ленинград, но нет, война сделала людей осторожными – хотел спокойной жизни в глубинке. Пошел работать почти по специальности, был директором Дома культуры. И я уже в четвертом классе переводил сказки в стихи, писал для стенгазеты. В старших классах писал и для местной сатирической газеты «Шприц». Была такая в городском парке «настолбная» газета, ее вешали на щитах, прибитых к столбам – там высмеивали пьянство и прочую аморалку. Мне давали задания – показывали рисунок, и к нему надо было сочинить четверостишие. Я и сейчас подобное пишу, «Гарики по-глусски». Мне говорили: «Не хуже, чем у Губермана». А я отвечаю: «При чем тут хуже – лучше, они другие». И иллюстрации сам рисую.
Поступал Наум Сандомирский в БГУ, на филологический, но не добрал баллов, пошел в армию.
– Служил радистом, и мне понравилось. Участвовал в армейских соревнованиях по радиоспорту, генералы грамоты давали. После армии снова пошел на филфак, но в пединститут. Играл за институт в баскетбол и ручной мяч. Потом наши тренеры – Семен Халипский, Григорий Гольфанд – тренировали сборные, женский «Горизонт». Сейчас в память Халипского проводится турнир.
После учебы в вузе Наум Борисович год проработал в школе деревни Кировское, и в 1968-м его забрали в редакцию глусского «Сцяга Радзімы».
– Потом, когда стал редактором, я подумал, что «Сцяг Радзімы» – слишком пафосно, предложил называться просто «Радзіма». Провели местный мини-референдум, одобрили.
От журналистики, от постоянных авторских рубрик недолго оказалось и до писательства. Вот и сейчас Наум Сандомирский собирается издать очередную книгу на основе своей 15-летней рубрики «Заметки провинциала» в «Сельской газете». А начиналось все с благословления мэтров.
– Был у друга, художника Вячеслава Захаринского, увидел в журнале публикацию «Мястэчка» нашего знаменитого земляка Сергея Граховского. И Слава говорит: «Чего б тебе не написать продолжение?» А потом и сам Граховский при встрече сказал: «Пішыце. У вас усё атрымаецца». Так появилось «Местечко-2 или Ностальгическое соло на пишущей машинке». Граховскому понравилось, он даже показал книгу Василю Быкову – и великий Быков тоже похвалил. Жаль, свидеться с Василем Быковым не пришлось, а вот с Геннадием Буравкиным и Нилом Гилевичем я дружил.
– Писательской среды в Глуске не было, пока кто-то не прочитает – не поймешь, что получилось и как надо было, – добавляет Наум Борисович. – Но у меня один критерий – «не стыдно».
Сейчас у Сандомирского вышло уже более 20 книг. Самой любимой автор называет ироничную автобиографию «Жизнь, как анекдот».
А серия публикаций «ВБ» по книге «Местечко-2» запустила в Глуске новую волну популярности автора.
– Проходу не дают! – улыбается Наум Борисович. – На днях женщина аж из дома выскочила, как меня в окно увидела: «Я вас читаю, возьмите мои фотографии, может, пригодятся». Из Слуцка даже звонил директор музея, говорил, что все читают, интересно, пишите еще. И в Израиле читают, и в США... Люди ценят, что сохраняется память.
– Я и преследую такую цель, чтоб о Глуске знали больше и дольше, – добавляет именинник. – Конечно, я понимаю, что городок наш маленький, уже малоинтересный, конечно, в Париже лучше – но там нет ничего нашего.
– Раньше в Глуске, как везде в Беларуси, было много евреев, а сейчас мы с женой Полиной – последние два еврея Глуска, – вздыхает Наум Сандомирский. – Как сделали в СССР свободный выезд, так многие поуезжали. И нас приглашали уехать, но я не смог. Даже просто с книгами не представлял как расстаться – ну как перевезешь библотеку? И без нее никак... И не жалею, что не уехал. Пусть тут не блестяще, но свое. Стараюсь достойно нести не только звание Почетного гражданина Глуска, но и данное знакомыми звание «Почетного еврея Глуска».
И сейчас Наум Борисович активно участвует в культурной жизни родного местечка. И сам ее организовывает, проводит встречи с известными людьми, по его инициативе на Мыслочанской горе поставили новый памятник убитым нацистами глусским евреям (среди которых была и семья отца его жены Полины).
– В мае был на фестивале имени известного нашего композитора Валерия Иванова. 20 декабря, на мой день рождения, приедет наша землячка Галина Цмык со своим хором, будет встреча в «Орионе», бесплатная. Меня это поддерживает, – говорит именинник.
И еще Наум Сандомирский гордится семьей. У него двое детей, внучка, внук и два правнука.
– Все кругом – школьные медалисты, и жена, и дети, один я без медалей, – смеется он. – Сын преподает в экономическом университете, дочка – в лингвистическом. Внук в пятом классе, а уже в Академии наук получал дипломы. И все приедут на день рождения. Да и вообще, каждый месяц приезжают.
С днем рождения! Успехов в творчестве и сохранении памяти!