Пешком в клуб через лес и танцы до утра. О том, как праздновали Новый год в советской деревне, вспоминают супруги из Глуска

6825
Ольга ЯНУШЕВСКАЯ. Фото из архива героев
Праздничные традиции деревни и города – это две большие разницы. Как встречали Новый год в 1970-80-х в деревнях Глусского района, рассказывают супруги Лариса и Василий Корбуты.

Детство и юность Василия и Ларисы Корбутов пришлись на 1970-е-начало 1980-х. Лариса родилась в деревне Дуброва, а Василий – в Жуковичах.

– Мои родители, как и их соседи, родившиеся и всю жизнь прожившие в деревне, не считали Новый год особенным праздником, – говорит Лариса. – В детстве никаких новогодних подарков нам никто не дарил. Конфеты были, но на этом все. А в новогодний вечер, поужинав, все укладывались спать, не дожидаясь полуночи и боя курантов.

2020-е. Лариса и Василий Корбуты из Глуска.
2020-е. Лариса и Василий Корбуты из Глуска.

Мама готовила обычную еду: голубцы, котлеты, тушеную картошку. Из погреба доставали огурцы, грибы соленые.

Когда мы уже стали старше, то бегали танцевать в клуб в новогоднюю ночь. Приходили туда и взрослые, и старики. Последние посидят немного, послушают концерт, посмотрят, как молодые танцуют – и домой. Рано утром надо было с хозяйством управляться – скотину кормить-поить, ей же не объяснишь, что хозяйка Новый год встречала до утра...

Для наших родителей и их поколения праздником поважнее было Рождество. Наша соседка могла к Новому году занавески не стирать, а вот к Рождеству – обязательно. И стол на Рождество у всех был намного богаче и разнообразнее. Кабанчика забивали, гусей резали. Салатов, к которым мы привыкли сейчас, тогда не было, конечно. Зато соленья всякие. Блинчики с творогом – налистники – были обязательно. Печенье пекли, а когда появились вафельницы, то вафли, начиненные сгущенкой или вареньем.

2002 год. Семья Корбут: Василий, Лариса, старший сын Андрей (младший Александр за кадром).
2002 год. Семья Корбут: Василий, Лариса, старший сын Андрей (младший Александр за кадром).

– А мое детство прошло в маленькой деревне Жуковичи, – включается в разговор Василий. – Родители были педагоги, и в нашей семье советские традиции приживались быстрее. Поэтому Новый год встречали, отмечали. Разносолов не готовили – просто обычная еда.

Клуба в нашей деревне не было, и вся молодежь из Жуковичей и близлежащих сел шла около 4-х км в деревню Березовка. Пешком, ночью, лесом – никто не боялся, тем более, что и шли обычно большой компанией. Взрослые тоже ходили. В клубе было всегда весело – готовили развлекательную программу, Дед Мороз, Снегурочка и так далее.

– А у нас в деревне был свой клуб, – продолжает Лариса, – и с окрестных деревень все шли к нам. Много людей всегда собиралось. Старушки сидели на скамеечках по периметру зала, а молодежь танцевала. Наряды праздничные заказывали у швей на дому, в КБО. В доме родителей до сих пор висит платье (в то время шикарное), пошив которого мне обошелся чуть больше, чем в 60 рублей. Это было дорого, наверное, поэтому и запомнилась цена на всю жизнь. Потом подружки брали его у меня напрокат на свадьбы и другие праздники.

2004 год. Уже своим детям Лариса на Новый год обязательно дарила подарки.
2004 год. Уже своим детям Лариса на Новый год обязательно дарила подарки.

– Обязательно должно было быть на новогоднем столе шампанское. Торт покупали, – рассказывает Василий. – А вот апельсины, мандарины были в дефиците. Их обычно везли из города мои старшие сестры.

– Я, когда училась в Могилеве, чтобы купить мандарины и апельсины, отстою в очереди и ни одной штучки не съем, а спрячу и везу домой в деревню, – улыбается Лариса. – Интересно, что продавали их тогда почему-то не в магазине, а на улице, со склада. Так все зимой и стояли на морозе часа два-три, чтобы купить. Стоили они, кстати, дешевле, чем лимоны, которые были всегда в свободной продаже – по 2 рубля 40 копеек за килограмм.

2004 год. Василий Корбут с сыновьями Андреем (слева) и Александром.
2004 год. Василий Корбут с сыновьями Андреем (слева) и Александром.

А впервые вместе с Васей (тогда еще будущим мужем) мы встречали Новый 1982-й год. Меня после учебы распределили в деревню Березовка на работу, там и познакомились. Поехали, купили новые красивые тарелки (хранятся у нас до сих пор), продукты и отмечали. А когда поженились, встречали праздник то в Жуковичах, то у моих родителей, а потом в общежитии и, наконец, в своем доме, где мы сейчас живем.

Интересуюсь у хозяйки, какие блюда прижились на новогоднем столе в их семье.

– Я пробовала делать разные салаты с экзотическими фруктами, – говорит Лариса, – например, с киви, с гранатом, но ни мужу, ни сыновьям они не понравились. Поэтому вернулись к традиционным: оливье, селедка под шубой. Единственное блюдо, которое у нас на новогоднем столе из года в год – запеченный в печке гусь. Сейчас же дети – взрослые и давно живут отдельно, поэтому меню нашего праздничного стола зависит от того, приедут они с семьями к нам или нет. Но гусь будет в любом случае.

2010-е. Лариса и Василий Корбут встречают Новый год.
2010-е. Лариса и Василий Корбут встречают Новый год.