Наталья Евсеевна Пискун (в девичестве Андрейкина) родилась и до 4 лет вместе с родителями жила в Бобруйске в Киселевичах. Родители работали на торфопредприятии в Туголице. Но в окрестностях Туголицы закончились торфоразработки, и семья Андрейкиных уехала на новый торфзавод – в Глуск.
Гармонистка
Разговор об ее увлечениях женщина предложила начать с музыки.
– Уже с 5 лет я пыталась играть на старой гармони, которую принес в дом папа, – рассказывает Наталья Евсеевна. – В Глуске мы жили в рабочем поселке, рядом с которым добывали торф.
Люди идут утром на работу, а я сижу на лавочке возле дома и играю на гармошке. Кто-то мне конфету подарит, кто-то грушу или яблоко. Конечно, это с натяжкой можно было назвать нормальным исполнением, но для такого возраста и моих первых навыков, сносно. Меня же никто не учил, я сама научилась слушать музыку (мама пела песни) и воспроизводить мелодию на гармони.
Мне было 11 лет, когда в 1967 году мама родила младшего брата и папа за мамины декретные деньги купил мне новую гармошку. Этот инструмент до сих пор есть у меня, хотя он уже в нерабочем состоянии.
Увидев талант дочери, мама отвела Наталью в музыкальную школу – девочку приняли учиться по классу баяна. Отец за 135 рублей купил инструмент. Учеба давалась легко, все музыкальные предметы шли на 5 и 4. Но не заладились отношения с преподавателем по баяну и поэтому только один год проучилась Наталья в музшколе.
– Однажды учитель за то, что я что-то неправильно сыграла, ударил меня железным молоточком по руке, – признается женщина. – Даже пальцы распухли. Я сильно испугалась. После этого в музыкальную школу больше не пошла. Хотя даже директор приходила и просила вернуться к другому преподавателю, но испуг был настолько сильным, что я уже не доверяла никому. Папа, конечно, переживал, что так с моей учебой произошло, но заставить меня изменить решение никто не мог.
Когда Наталья Евсеевна была уже замужем и работала, ее коллега впервые пригласила поиграть на свадьбе дочери. С этого момента и началась «карьера» свадебного гармониста. У нее был свой, как сейчас говорят, плейлист, и гости заказывали любимые мелодии.
– Иногда польку закажут, и танцуют, как говорится, до упада, – рассказывает гармонистка. – Еще играла, а гости танцевали «Краковяк», «Падеспань», «Лысый», «Мотылек», «Гопак». Свадьбы были почти каждую неделю, да еще и по два дня: суббота, воскресенье. А в будние дни могли пригласить на проводах в армию играть. И это же все было помимо моей основной работы. Молодая была, поэтому такие нагрузки выдерживала!
У Натальи Евсеевны дома целая коллекция гармошек.
– Я их всех люблю, – признается женщина. – Жаль, некоторые вышли из строя. Раньше я их сама ремонтировала, а сейчас уже зрение не то, к сожалению. Но они мне все равно дороги, ведь это моя жизнь.
Рыбачка
Ее страсть к рыбалке началась еще в детстве. Впервые порыбачить ее взял с собой отец. В Глуске жили рядом с болотом, на котором после добычи торфа образовывались озеринки и в них водилось очень много разной рыбы. Отец рано утром всегда ходил порыбачить и однажды дочка попросила: «Папа, возьми меня с собой». Взял. Первую удочку сделал девочке из орешника, а потом постепенно научил всему, что сам умел.
– Отец делал деревянные лодки и его лодка была привязана на одной из наших озеринок, – рассказывает Наталья Евсеевна. – Он и сам на ней плавал, и я могла ее взять и поплыть порыбачить.
Долгое время у Натальи Евсеевны никак не получалось найти время на рыбалку – семья, работа. И только, выйдя на пенсию, около 11 лет назад, она вновь вернулась к своему увлечению.
– Купила себе удочку и поехала на велосипеде на Птичь в урочище Лысуха, – рассказывает женщина. – А там столько рыбаков сидит! В первый же день мне повезло – словила больше 20 рыбок: плотва, окуньки. Мужчины-рыбаки удивились тогда моему улову. А самая моя большая рыба за эти 11 лет, что я рыбачу была щука весом 3 килограмма 200 граммов и 72 сантиметра в длину.
– Теперешняя рыба очень капризная, – продолжает беседу Наталья Евсеевна. – Если раньше мы ловили на червяка, то сейчас я с собой на рыбалку беру какое-то неимоверное количество баночек с разной приманкой. Там и вареный горох, и манка с ванилином или чесноком, и сладкая кукуруза, и запаренная пшеница, и перловка с чесноком. На любой рыбий вкус! Если на одну приманку не идет, тут же на удочку цепляю другую.
Наталья Евсеевна ловит рыбу не только на Птичи и на озере Ольница в Глусском районе, но и ездит с глусскими рыбаками в Гомельскую область на озеро Червоное, бывает и в Брестской области. А в начале 1990-х ей удалось порыбачить даже на Охотском море!
– Как попала на Охотское море? Расскажу, – говорит Наталья Евсеевна. – Это было в 1991-м. Поработав долгое время на мебельной фабрике во вредном цеху, у меня начались проблемы с дыханием. Врач посоветовала сменить климат хотя бы на год. Мой муж как раз работал в Магаданском крае на стройке. Я, услышав рекомендацию врача, собралась за 2 дня и уехала к мужу на берег Охотского моря. Там нужны были работники на строительстве школы. В свободное от работы время ходила на рыбалку. Какая там рыба! Кета, кижуч, хариус, камбала, навага, сельдь. Красную икру сами заготавливали. Пробыли мы там год. Конечно, как побывали в другом мире: все было необычно, интересно. И болезнь моя в том климате прошла – вернулась домой здоровой.
На пенсии, когда всерьез увлеклась рыбалкой, Наталья Евсеевна купила все необходимые рыбаку принадлежности: от разнообразных удочек, прикормок до высоких рыбацких сапог. Для зимней рыбалки вот уже запаслась живцом.
– На зимней рыбалке был случай, – вспоминает женщина, – у меня щука утащила удочку, которую я по незнанию не закрепила и оставила на некоторое время без присмотра. Ну, думаю, я ж тебя достану. Рыбаки только посмеялись с моих намерений отомстить щуке. А я навесила 4 червяка и поставила другую удочку. Через какое-то время поплавок задергался, и я вытаскиваю щуку… а на ней мой поплавок с той самой утонувшей удочки…
Пойманную рыбу Наталья Евсеевна готовит для мужа, и много ее раздает друзьям. А иногда, если попадается мелкая рыбешка, отпускает ее обратно в воду.
Журналисту Наталья Евсеевна тоже сделала приятный сюрприз: угостила ухой из свежего улова, а еще поделилась необычным рецептом ухи (он еще от мамы достался), приготовленной в сковороде.
Друзья и родные поддерживают Наталью Евсеевну в ее хобби: дарят тематические подарки. В прихожей у нее висит картина с рыбаком, а на вешалке – талисман, мягкая игрушка-рыбка.
А кто по профессии?
Интересуюсь: а кто же моя собеседница по специальности и где работала?
– Мама хотела, чтобы я была секретарем-машинисткой. После школы, в 1974 году, сестра устроила меня на работу на гидролизный завод в Бобруйске, – говорит Наталья Евсеевна. – И, уже работая, я еще отучилась и на курсах секретарей. С отличием закончила, но работать по специальности не пошла – эта профессия мне никогда не была по душе. Потом вышла замуж и вернулась в Глуск.
Здесь пошла работать на стройку. За 3 месяца освоила профессию маляр-штукатур, а потом и каменщика. Даже по 3-му разряду присвоили. У меня хорошо получалось и нравилась мне работа. Один минус – платили мало. В 1978 году за один день я приняла решение и ушла со стройки на мебельную фабрику. Там зарплата была в 2 раза больше, хотя и на вредное производство попала. Но в жизни пришлось еще вернуться и на стройку – из Глусской ПМК уходила и на пенсию.
Но работа – это больше про деньги. А музыка и рыбалка для Натальи Евсеевны – это ее душа, ее жизнь.
В любом возрасте можно оставаться активным, находить радость в простых вещах и вдохновлять других своей энергией и любовью к жизни.