Вот какие основные приемы сегодня используют мошенники.
1. «Перейдите по ссылке» – не переходите!
Наиболее распространенный способ хищения данных, которые хранятся в гаджетах – это переход абонента по ссылке, которая прикрепляется к сообщениям. Они могут поступить даже якобы от ваших близких, знакомых (из списка контактов). Например, в последнее время часто поступают просьбы «проголосовать за друга» в каком-либо конкурсе, перейдя по ссылке.
Не попадайтесь на эту удочку – не переходите по чужим ссылкам. Обычно ссылки мошенников ведут на сайты или разделы сайтов, имена которых лишь похожи на названия известных компаний (например: www.<имя_компании>.com-<произвольное_имя>.com). Любую информацию, если она верная, всегда можно проверить на официальном сайте компании, либо перезвонив лицу, якобы приславшему данное сообщение.
А вот если перейдете по «левой» ссылке, от вас потребуют ввести номер вашего мобильного телефона либо код, поступивший в смс-сообщении, после чего злоумышленники получат доступ к вашему аккаунту в мессенджере, данным, хранящимся в памяти телефона, и даже могут установить вредоносное ПО на ваш мобильный, которое позволит им удаленно управлять вашим телефоном либо записывать информацию с экрана.
Получив доступ к вашему аккаунту, злоумышленники от вашего имени начнут рассылать аналогичные сообщения и вашим контактам.
2. «Отправьте сообщение» – не отправляйте!
Один из способов обмана в социальных сетях: приходит сообщение от незнакомых людей (которые могут представляться и сотрудниками техподдержки соцсети), которые предлагают купить виртуальную внутреннюю валюту или сообщают о том, что от имени гражданина (либо на его имя) отправлен (пришел) денежный перевод.
И указывают, какие действия необходимо выполнить, если гражданин не отправлял (не ожидает получения) денег и не хочет, чтобы с него списали штраф. Обычно это: отправка текстового сообщения определенного содержания на короткий номер и далее отправка сообщения «да» или «yes». В результате со счета мобильного телефона пользователя спишут достаточно крупную сумму.
Не нужно отправлять на такие запросы никаких ответных сообщений и, боже упаси, свои персональные данные, советуют эксперты. Не вводите на неизвестных страницах свои логины, пароли и данные банковских карт. Никому не передавайте коды, отправленные вам банком.
3. «Вам звонят из милиции...» – не доверяйте «сотрудникам» в мессенджерах
Есть случаи, когда звонки (сообщения) поступают через различные мессенджеры якобы от имени сотрудников правоохранительных органов.
Злоумышленник убеждает абонента в том, что тот действительно беседует с сотрудником – например, присылает фото служебного удостоверения, после чего человек раскрывает все свои секреты... А то и, как под гипнозом, начинает выполнять какие-либо действия – идет оформлять кредит, переводит деньги...
Преступники, как правило, используют мессенджеры Viber, WhatsApp, Telegram. И другие.
4. «Мама, это я!» – не верьте «голосам»
Получив образец вашего голоса (например, сделав запись в ходе общения с вами по телефону), преступники могут использовать его в противоправных целях. Так с незнакомого номера вам может позвонить якобы ваш родственник...
Уже есть немало случаев, когда пожилым людям звонят такие якобы знакомые «голоса», сообщают о ДТП и просят передать деньги для «урегулирования вопроса с ГАИ», «лечения пострадавшего» и т.п.
Не верьте никому на слово, советуют специалисты Бобруйского межрайонного отдела Государственного комитета судебных экспертиз. Перепроверяйте информацию. Если звонят от имени ваших близких и знакомых, прекратите разговор и перезвоните этому человеку на его номер телефона.
Проведите беседу на тему цифровой гигиены с детьми и пожилыми родственниками, напоминают также судебные эксперты.