«Колобок, Колобок, я тебя съем»: нужно ли читать детям страшные сказки? Разбирались с психологом

441
Подготовила Ирина ПОЛОВИКОВА, magilev.by. Фото титула: pixabay.com
Иногда чтение самой вроде бы безобидной сказки может вызвать у ребенка целую бурю негативных эмоций, напугать его. Не лучше ли было бы уберечь детей от всех этих тревожащих переживаний, запретив «страшные» сказки? Таким вопросом задалась наша читательница.

«Прочитала своему малышу сказку про Колобка и потом не могла час его успокоить. Его до слез расстроило то, что Колобка лиса съела. Стала листать книжки с другими народными сказками, а там везде тоже самое: медведь теремок ломает, Кощей и Баба-Яга постоянно кого-то погубить хотят. Зачем деткам такие сказки, чему хорошему они могут научить? Может их вообще запретить?» (Марина)

Прокомментировать вопрос читательницы мы попросили психолога Ирину Барановскую, заведующего психологическим отделением Могилевской областной психиатрической больницы:

Психолог Ирина Бараноская
Психолог Ирина Бараноская

– Вы, Марина, не единственная молодая мать, задающаяся таким вопросом. От родителей достаточно часто мне приходится слышать, что они не рассказывают своим детям «страшные сказки», стремясь таким образом защитить еще незрелую психику своего малыша.

Не буду отрицать, народные сказки действительно нередко могут казаться жестокими и страшными. Например, в неприукрашенных вариантах сказок типа «Теремок», «Терем мухи», «Рукавичка» медведь просто сел и раздавил всех обитателей теремка. С первого взгляда это может показаться чрезмерно страшным, но несмотря на это, от таких сказок есть большая польза, как бы странно это не казалась.

Дело в том, что такого рода сказки в определенной мере помогают ребенку учиться преодолевать и переживать чувство страха, учат общаться со своим страхом. Сказка помогает направить переживание страха вовне, проецируя его на образ Бабы-яги, Кощея и других «злых» сказочных героев.

Сказки также способствуют формированию здоровой и зрелой личности у ребенка, способствуют выработке адекватной системы механизмов защиты собственного «Я», учат правильному взаимодействию между ребенком и взрослым. Они помогают поддерживать необходимую дистанцию в переживании крайне неприятных аффектов, сохраняя при этом психическую целостность ребенка. И впоследствии, если ребенку придется столкнуться

с реальными страшными для него ситуациями, он в определенной мере уже будет к ним подготовлен. Поэтому страшную сказку можно сравнить с переходным объектом, который помогает ребенку постепенно перейти от стадии полной зависимости от матери к объективным и полноценным отношениям в реальном мире с реальными людьми.

Одна из самых страшных тем для детей – это тема смерти. Страх смерти является «героем» многих кошмарных сновидений ребенка, не исчезая порой даже при пробуждении. И это впоследствии может превращаться в постоянный страх смерти родителей, либо опосредованно становиться причиной детских фобий и кошмаров, формируя невротический склад личности. В народных же сказках рождение и смерть часто сопровождают друг друга. Тем самым эти сказки, скажем так, прорабатывают на символическом уровне значение рождения и смерти в жизни человека, могут преобразовываться в рифму-считалочку, позволяющую превратить страшное в не очень страшное, или даже в смешное.

При этом нельзя забывать, что «страшные» сказки всегда несут в себе невротические тенденции как ребенка, так и рассказывающего сказку взрослого, поэтому не стоит бесконечно повторять одну и ту же сказку. Лучше попробовать обсудить с малышом прочитанное, спросить, что именно его пугает, предложить переписать финал или придумать счастливое продолжение. Но если ребенок всерьез пугается и просит закрыть книгу, не читать ему дальше, ни в коем случае не нужно на этом настаивать. Лучше вернуться к этой сказке спустя какое-то время, когда ребенок сам захочет узнать, чем же все-таки история закончилась.

А вот вообще отказываться от того, чтобы читать детям «страшные» сказки, где есть опыт испытаний и преодолений, ни в коем случае не стоит. Этим вы окажите своим детям медвежью услугу, преграждая им путь к полноценному развитию. Ребенок впоследствии может пасовать перед сложностями, испытывать трудности в коммуникации. Ведь он привык, что все всегда только хорошо, и сталкиваясь с тем, что «хорошо» бывает далеко не всегда, что среди людей есть и злые, и недоброжелательные, и даже жестокие, он будет теряться и не сможет правильно реагировать на ту или иную ситуацию.