Рассказ об этой семье начнем с бабушки Людмилы Савельевны – Марии Свинтицкой, у которой была интересная и сложная судьба.
– Моя бабушка родилась в 1879 году, – рассказывает собеседница. – Она с юности очень хорошо шила. Ее молоденькую отправили в Польшу на работу. Работала она швеей в богатом поместье в каком-то селе под Краковом. Там она шила хозяевам наряды. Они любили принимать гостей, накрывать столы, красиво одеваться или же их приглашали в гости. И был уговор в их кругу: дети богатых могут жениться и выходить замуж только за богатых. А тут в мою бабушку влюбился хозяйский сын один-единственный, звали его Савелий. Бабушка была очень красивой.
Родители его были, конечно, против, но Савелий настоял на своем. Они поженились и жили в отдельном доме. У бабушки и дедушки родились дочь Александра и сын Савелий – мой отец. Дедушка умер молодым, а бабушка вернулась с детьми на родину. Сколько живу, столько удивлялось, как ее богатая свекровь отпустила невестку с родными внуками.
Сразу бабушка жила в деревне Славковичи Глусского района. В семье у нас рассказывали, что в Бобруйск она переехала, когда мой папа повзрослел, чтобы здесь ему найти невесту, в деревне невест было мало. В Бобруйске они поселились на Жуковского в старом захудалом домике без пола. Здесь папа познакомился с моей будущей мамой Марией, которая приехала в Бобруйск из Коврина учиться. В 1936-м году они поженились. Получили под строительство участок на улице Менжинского. Родители рассказывали, что тогда на этой улице было совсем пусто. Метрах в 300 от нашего дома с одной стороны находилось болото, а с другой – небольшое кладбище с еврейскими захоронениями.
Кстати позже, где-то в конце 1950-х или начале 1960-х, когда там строили колхозную пилораму, вырыли могилу какой-то богатой девушки, в ней было много драгоценностей. Я была еще ребенком, поэтому помню события эти только по рассказам родных. Говорили, что на место вызывали милицию, другие службы. А куда это все делось, не знаю.
Первыми на Менжинского построили дома мои родители, двоюродный брат матери Василий Парахневич и семья Воробьевых. А бабушка так и жила на Жуковского, вышла замуж во второй раз, но мужа своего не любила. Умерла в 96 лет. Даже на похоронах все люди говорили: «Какая она красивая».
В годы войны отец нашей героини, Савелий Савельевич, был в партизанах, потом воевал на фронте, служил в НКВД. Домой он вернулся в 1946 году с инвалидностью. А мама Людмилы Савельевны в годы войны была дома одна с четырьмя детьми. Когда вернулся супруг, у них родилось еще двое детей. Таким образом в семье было шестеро детей: Леонид 1938 г.р., Михаил 1939 г.р., Тамара 1940 г. р, Валерий 1942 г. р, Владимир 1947 г.р. и наша героиня.
Родители нашей героини работали в местном колхозе: Савелий Савельевич – садовником, Мария Лукинична – дояркой. Собеседница вспоминает, что работа у ее мамы была очень тяжелой, да еще без выходных и отпусков, хоть и воспитывала шестерых детей. Зато прожила Мария Лукинична 100 лет. А супруг ее умер в 55 лет.
Людмила Савельевна родилась в 1951 году. Всю жизнь она живет в Бобруйске в том самом доме на улице Менжинского, который построили ее родители, только в 1970-м с мужем пристроили к нему вторую часть. Женщина вспоминает, какой была эта улица в ее детстве.
– Завод ТДиА был немного дальше от нас, на нынешней его территории по большей части было поле. Здесь кругом находились земли колхоза. Сначала это был колхоз Сталина, потом Каменского, а позже его переименовали в «Колхоз им. 22 Съезда КПСС». Рядом с нами находился большой сад, который папа сажал вместе с моим крестным Петром Сацюком. Напротив нашего дома был колхозный клуб, детский сад, я сама в него ходила. Были и коровник, и конюшня, и кузница. Заканчивалась улица болотом, мы еще там плавали малыми.
До девятого класса Людмила училась в школе №13, которая находилась на месте нынешнего «Красного пищевика». Первую ее учительницу звали Галина Ивановна Абрамова. А в 10-11-й ходила в 23-ю школу. После окончила торговое училище в Гродно, бобруйский лесотехникум. Всю жизнь работала в «Горпромторге»: в магазинах «Мода», «Подарки», «Культтовары».
Сестра Людмилы, Тамара, была старше ее на 10 лет. Собеседница говорит, что она ее практически вырастила, так как мама была постоянно в работе. Тамара жила в Бобруйске, работала товароведом в «Военторге». Брат Владимир был сборщиком сидений на заводе «ТДиА», Валерий – крановщиком в строительной организации. Брат Леонид окончил институт, преподавал в школе в Воложине, был директором в Каменской школе, работал на БШК. А брат Михаил умер в детстве, когда ему было около 12 лет. На сегодня никого из родных у Людмилы Савельевны не осталось.
С будущим супругом, Леонидом, Людмила познакомилась в 1969 году, когда ей было 18 лет.
– Он родом из деревни Сологубов Лельчицкого района Гомельской области, – рассказывает собеседница. – Служил в Бобруйске, дружил с моим родственником и приходил к нам домой. Леня потом признался, что сразу обратил на меня внимание. А мне он поначалу совсем не понравился, я еще подумала: «Какая девка за такого замуж выйдет!» Но смог покорить мое сердце, и я ни разу в жизни не пожалела, что мы вместе.
– Свадьбу гуляли дома, было на ней около 70 человек, – рассказывает собеседница. – Столы накрывали у нас, а танцевали в доме у тети неподалеку. Платье у меня было с выпускного, фату брала напрокат. Прическу сама делала не только себе, но и гостям.
Супруг Людмилы Савельевны, Леонид Михайлович, 50 лет работал водителем – на автобазе №13, в ГАП-1, у частника.
У Людмилы и Леонида родилось трое детей: Виталий 1971 г.р., Алексей 1976 г.р. и Ирина 1980 г.р.
С 2005 года Людмила Савельевна на пенсии. Сейчас ее основное занятие – сад и огород. Супруг Леонид Михайлович – ее надежный помощник. Все дети Сингаевских живут рядом. У Людмилы Савельевны и Леонида Михайловича семеро внуков и уже есть одна правнучка.