«Привет от старины такой – нас любят пауки». Кто сегодня живет в бобруйском особняке Захарина-Симиновского

8161
Денис НОСОВ. Фото: Александр ЧУГУЕВ
Продолжаем рассказывать про старинные дома, красивые особняки Бобруйска – что в них было и что теперь. Сегодня побываем в гостях у нынешних арендаторов дома, который в разное время принадлежал мещанину Шендеру Захарину и торговцу Арону Симиновскому.

Этот особняк находится в двух кварталах от дома – героя нашего предыдущего материала, на той же улице К. Маркса, немного пройти от статуи бобра по направлению к Советской, на правой стороне, между улицами Советской и Пушкина.

2024. Бобруйск. Старинный особняк Захарина-Симиновского на Карла Маркса, 76.
2024. Бобруйск. Старинный особняк Захарина-Симиновского на Карла Маркса, 76.

По информации старшего научного сотрудника Бобруйского краеведческого музея Инны Овсейчик, большой участок земли с деревянными постройками на углу улиц Апрельской и Второй Слуцкой (сегодня это Пушкина и К. Маркса) в конце XIX века купил мещанин Шендер (Давидов сын) Захарин. Но после пожара 1902 года уцелевшие деревянные строения в районе рыночной площади Бобруйска стали заменять каменными.

«Плац Захарина как раз оказался в черте каменных кварталов города. Хозяин решил начать стройку с меньшего дома, который располагался не на самом углу улиц, а по Второй Слуцкой улице, ближе к рынку, – пишет Инна Овсейчик. – Строительство каменного дома потребовало больших расходов, образовались долги, и потому часть своего участка земли с новым домом в 1910 году Шендер Давидов Захарин продает Евсею Сролеву Розенгаузу. Через несколько месяцев он продаст Розенгаузам и остальную землю с недвижимым имуществом на самом рогу улиц, и они построят там большой каменный дом, откроют кондитерскую с кофейней».

Летом 1911 года уже Евсей Розенгауз решает один из домов продать. Покупателем становится мещанин Арон-Лейб Залманов Симиновский. В купчей крепости (договоре о купле-продаже) записано, что одноэтажный каменный дом и плац земли находятся на углу Скобелевской и Пушкинской улиц (Вторая Слуцкая тогда была переименована в Скобелевскую, Апрельская – в Пушкинскую). А на самом же деле, дом располагается не на углу, а дальше в сторону базара. Инна Вячеславовна отмечает, что это далеко не единичный случай с ошибочным указанием местоположения бобруйских домов.

Арон-Лейб и Рива-Шуля Симиновские.  «Огромная благодарность потомкам Арона Симиновского за возможность увидеть на фотографиях хозяев дома», – пишет Инна Овсейчик.
Арон-Лейб и Рива-Шуля Симиновские. «Огромная благодарность потомкам Арона Симиновского за возможность увидеть на фотографиях хозяев дома», – пишет Инна Овсейчик.

Арон (Арья)-Лейб Симиновский занимался торговлей. Его магазин находился совсем близко к новому дому – на углу Муравьевской и Скобелевской, рядом с рынком (этот дом на пересечении теперешних Социалистической и К.Маркса не сохранился). Магазин предлагал соломенные шляпы, меховые шапки, муфты и воротники, тут же размещалась специальная мастерская военных и гражданских фуражек и шапок. Можно было подогнать головной убор под нужный размер, починить и почистить цилиндр.

«Семья у Арона Симиновского большая, – пишет Инна Овсейчик по рассказам его потомков, – с женой Ривкой Шулей они растят шестерых детей. Дочка у них одна, Мария, и родилась она в тот год, когда ее отец купил новый дом. Дочку родители балуют, не жалеют денег на ее гардероб. Однако, в Первую мировую войну торговля шляпами идет хуже, хозяин пытается заняться и бакалейной торговлей, но не слишком удачно. Симиновским приходится экономить на всем, в том числе, на платьях и обуви дочери. После февральской революции, летом 1917 года Симиновские сдают в своем доме помещения для редакции «Бобруйской вечерней газеты "Голос народа"».

Дети один за другим уезжают в Петроград. Там в их фамилии изменится одна буква, в документах у детей и последующих потомков будет написано: «Симановский». А родители, Арон-Лейба с Ривкой-Шулей жили в своем доме до конца 1920-х годов».

2024. Бобруйск. Старинный особняк Захарина-Симиновского на Карла Маркса, 76.
2024. Бобруйск. Старинный особняк Захарина-Симиновского на Карла Маркса, 76.

Сегодняшний адрес этого дома – ул. К.Маркса, 76. Под конец прошлого века тут размещалась районная санэпидемстанция, с 1993-го – районная станция скорой помощи. Сейчас тут химическая лаборатория, филиал «Могилевоблгидромета».

2024. Бобруйск. Пристройка с новым входом в старинный особняк на Карла Маркса, 76 – лабораторию мониторинга окружающей среды и радиационного мониторинга Бобруйского
2024. Бобруйск. Пристройка с новым входом в старинный особняк на Карла Маркса, 76 – лабораторию мониторинга окружающей среды и радиационного мониторинга Бобруйского филиала Белгидромета

– С бобруйских «Дажынак», с 2006-го, это здание уже ждало нас, – рассказывает начальник лаборатории мониторинга окружающей среды и радиационного мониторинга (ЛМОСиРМ) «Бобруйск» Ирина Астапова. – В том году сделали новые окна, в 2008-м начали реконструкцию – сделали пристройку для вентиляционной камеры и кабинета, главный вход теперь там, а раньше был с противоположного торца (ближе к Пушкина). Но здание осталось в том же виде, в котором было – только поставили пристройку и переделали крышу. И часть стены оштукатурили, а то пошел грибок. А фасад воообще не трогали.

2024. Бобруйск. Старинный особняк Захарина-Симиновского на Карла Маркса, 76.
2024. Бобруйск. Старинный особняк Захарина-Симиновского на Карла Маркса, 76.

А фасад при всей вынужденной провинциальной скромности максимально богатый, разделенный на три зоны с разным решением. По бокам – стрелообразные, а в центре – с арками сандрики над окнами, ступенчатый карниз под крышей, накладные колонны-пилястры. А с тыльной стороны ранее парадного торца колонна врезная – фактически просто срезанный угол стены, а смотрится, как колонна! И все это, и вся лепнина – одним кирпичом!

2024. Бобруйск. Старинный особняк на Карла Маркса, 76.
2024. Бобруйск. Старинный особняк на Карла Маркса, 76.

Забавно, что по техническому паспорту этот дом – 1918 года постройки, хотя документы музея ясно указывают – он старше 1910-го. Может, так сплюснули нолик при переписывании?

– И странно, что во дворе местами асфальт проваливается, – говорит Ирина Астапова. – Что тут под землей, не знаю. В подвалах гаражей, рассказывали, у частника бойня была.

2024. Бобруйск. Старинный особняк на Карла Маркса, 76.
2024. Бобруйск. Старинный особняк на Карла Маркса, 76.

Санстанция и «скорая» отапливались углем, потом один из гаражей во дворе переделали в теплопункт и провели в лабораторию горячую воду. И санузла не было, сделали. Провели пожарную и охранную сигнализации. Вентиляционная камера поддерживает в помещении необходимый для работы микроклимат.

2024. Бобруйск. Старинный особняк на Карла Маркса, 76.
2024. Бобруйск. Старинный особняк на Карла Маркса, 76.

Но, как в большинстве старинных домов, особенно сильно на микроклимат влияют толстые стены. Если прогреть зимой, так уже не замерзнешь, а летом, наоборот, постоянно ощутимо прохладно.

– К нам с уличной жары заходят и говорят: ох, как хорошо, мы тут побудем, охладимся, – улыбается инженер-химик лаборатории Юлия Кулага.

– Но когда лето было особенно жаркое, так даже у нас прогрелось, – добавляет Ирина Астапова.

2024. Бобруйск. Старинный особняк на Карла Маркса, 76.  Лаборатория мониторинга окружающей среды и радиационного мониторинга
2024. Бобруйск. Старинный особняк на Карла Маркса, 76. Лаборатория мониторинга окружающей среды и радиационного мониторинга

На вопрос, как работается в старинном доме, сотрудникам, кроме температурных фокусов, вроде, сказать и нечего: мол, нормально работается.

– Привет от старины, можно сказать, такой – нас очень любят пауки, – смеется Юлия. – Бывает, сигнализация срабатывает, приезжают пожарные, снимают извещатель и показывают нам – там пауки сидят. Говорят, на них и срабатывает.

2024. Бобруйск. Старинный особняк на Маркса, 76.  Инженер-химик Юлия Кулага проводит измерение pH-уровня атмосферных осадков
2024. Бобруйск. Старинный особняк на Маркса, 76. Инженер-химик Юлия Кулага проводит измерение pH-уровня атмосферных осадков

В лаборатории «Бобруйск» работают 4 человека. Комнаты заставлены специальным оборудованием, реактивами, но места хватает, будут устанавливать и еще.

У лаборатории два пункта наблюдения по городу – спецпомещения в начале ул. Минской и на Лынькова, со спецокошками и приборами для забора твердых частиц из атмосферы. Уровень CO, угарного газа определяют на месте, остальные анализы состояния воздуха и осадков делают в лаборатории. И так трижды в день.

2024. Бобруйск. Старинный особняк на Карла Маркса, 76.  Лаборатория мониторинга окружающей среды и радиационного мониторинга Бобруйского филиала Белгидромета
2024. Бобруйск. Старинный особняк на Карла Маркса, 76. Лаборатория мониторинга окружающей среды и радиационного мониторинга Бобруйского филиала Белгидромета

Информацию о превышении норм передают в Могилев и Минск раз в неделю, а если превышение в 2 раза или кислотные дожди (pH меньше 4) – то в центр сообщается незамедлительно, в течение суток. Но такого, говорят, не было.

В ближайших планах лаборатории – установка на Приберезинском бульваре третьего пункта наблюдения, а в своем дворе – автоматического заборника осадков.

Старый дом живет не многолюдной, но вполне активной жизнью.

2024. Бобруйск. Старинный особняк на Карла Маркса, 76. Бывший парадный вход
2024. Бобруйск. Старинный особняк на Карла Маркса, 76. Бывший парадный вход
2024. Бобруйск. Старинный особняк на Карла Маркса, 76.
2024. Бобруйск. Старинный особняк на Карла Маркса, 76.
2024. Бобруйск. Старинный особняк на Карла Маркса, 76.
2024. Бобруйск. Старинный особняк на Карла Маркса, 76.