Наум Сандомирский: «Нельзя терять память о прошлом»

2299
Ольга ЯНУШЕВСКАЯ. Фото: Александр ЧУГУЕВ
«Вечерний Бобруйск» начинает публикацию цикла материалов, основанных на книге глусского писателя, журналиста Наума Сандомирского «Местечко-2 или ностальгическое соло на пишущей машинке». Мы побеседовали с писателем и узнали историю создания книги и почему память о прошлом так важна.

Книга «Местечко-2» вышла в свет в 1996 году. Она о Глуске, его удивительных и даже в чем-то уникальных жителях, о самых значимых для автора местах маленького старого белорусского местечка.

29.08.2024. Глуск. Бульвар Граховского. Наум Сандомирский у памятника Сергею Граховскому на одноименном бульваре
29.08.2024. Глуск. Бульвар Граховского. Наум Сандомирский у памятника Сергею Граховскому на одноименном бульваре

– «Местечко-2» появилось благодаря Сергею Граховскому, – вспоминает Наум Сандомирский. – Как-то мы с ним беседовали и вдруг от него прозвучало неожиданное для меня предложение: «Наум Борисович, почему бы вам не написать вторую часть «Местечка» (у Сергея Граховского есть документальная повесть о Глуске «Мястэчка… Мястэчка…», – прим. авт.)?

Так выглядит обложка книги «Местечко-2», которая вышла в 1996 году.
Так выглядит обложка книги «Местечко-2», которая вышла в 1996 году.

Я хорошо знал довоенную жизнь Глуска, похвастаться знанием послевоенной его жизни не могу, поэтому может быть вы займетесь этим и напишете продолжение истории. Уверен, у вас получится». Я сначала к такому предложению отнесся скептически. А потом хорошо подумал и решил: «Почему бы и нет!» И началась работа над книгой, которая заняла почти год.

Когда «Местечко-2» было издано, я с трепетом и волнением ждал, как на книгу отреагирует Граховский. К счастью, он сказал, что ему все очень понравилась. Сергей Иванович когда-то давал читать свое «Местечко» Василю Быкову, и мое продолжение тоже дал ему прочитать. И когда я узнал, что Быкову понравилось, целую неделю ходил окрыленный. Высокая оценка от писателя такого уровня поставила на моем «Местечке» своеобразный знак качества.

«Затеянное мной – это путешествие в детство, юность, когда едешь по дороге своей памяти, наматывая на спидометр километры эпизодов, случаев, ситуаций…», – так в предисловии описывает свою книгу автор.

29.08.2024. Глуск. Комосомольская — улица, где прошло детство Наума Сандомирского
29.08.2024. Глуск. Комосомольская — улица, где прошло детство Наума Сандомирского

И действительно, читая книгу невольно переносишься вместе с автором в его детство, где центральная улица Глуска была вымощена булыжником, а тротуар был деревянным и скрипучим (если вообще был). Удивляешься колоритным героям – а это реальные, обычные люди, жившие в разное время в Глуске – их характерам, поведению, которые подробно описывает автор. Задумываешься, а что же сейчас находится, к примеру, на месте танцплощадки, где когда-то в юности танцевали наши родители. И запоминаешь, запоминаешь, чтобы рассказать самые яркие, «сочные» моменты из книги своим детям, знакомым, удивить их неожиданными фактами и открытиями из книги о послевоенной жизни Глуска.

29.08.2024. Наум Сандомирский, писатель, журналист, почетный гражданин Глусского района
29.08.2024. Наум Сандомирский, писатель, журналист, почетный гражданин Глусского района

– Книга и то, что мы к ней опять возвращаемся, – признается Наум Сандомирский, – это попытка отдать дань памяти тем людям, которые жили до нас, которые точно так же, как и мы мечтали, страдали, радовались, любили, то есть жили обычной жизнью. Я сомневался, нужно ли сегодня вспоминать о том, что было десятки лет назад. Но потом понял, что надо. Может быть, через много лет кто-то так же вспомнит и о нас. И это будет закономерная цепочка памяти.