Мероприятия будут проходить в различных организациях города, их цель – улучшить коммуникацию между теми, кто работает в этих учреждениях, и посетителями с проблемами по зрению. Проект «Стоп, стереотипы!» организовывает БелТИЗ совместно с ЦСОН Первомайского района при поддержке управления по труду и социальной защите Бобруйского горисполкома.
– Будем развенчивать мифы, – говорит Марина Абазовик, незрячая бобруйчанка, представительница областной организации ОО «БелТИЗ» в Бобруйске. – Идея родилась после многочисленных обращений членов нашей организации, которые сталкивались с непониманием других людей, особенно «при должностях» – в торговле, здравоохранении, финансовых учреждениях, на транспорте и т.д. Многие не знают, как себя вести с незрячими клиентами, или ведут себя по каким-то выдуманным, ошибочным правилам. А мы, в первую очередь – обычные люди.
Вот некоторые из стереотипов в отношении незрячих и слабовидящих, которым постараются сказать «Стоп!»:
- Все незрячие ничего не видят – внимание, это совсем не обязательно!
- Все сильно страдают – а вот и нет.
- Все незрячие ходят с белой тростью, все читают по Брайлю – тоже мимо.
- После устройства на работу будут пропадать на больничных – с чего бы?
- Для общения с незрячими нужно иметь особые навыки и с ними надо разговаривать, тщательно выбирая слова (не говорить: «смотри», «видишь» и т.д.) – нет.
- Всем слабовидящим нужно всегда помогать, даже если они не просят – категорическое «нет», непрошенная помощь может даже навредить.
- Те, кто плохо видят, еще и плохо слышат, и надо говорить громче – странное, но нередкое мнение.
- И совсем уж странные и даже противоречащие один другому стереотипы: «слепые не видят снов, не умеют пользоваться компьютером, не могут о себе позаботиться, беспомощны»... и одновременно «обладают сверхспособностями».
Со всеми этими глупостями и будут бороться.
– Уже прошли две встречи, в автобусном и троллейбусном управлениях, – рассказала Марина, – а один банк отказал. Хотим встретиться с сотрудниками учреждений здравоохранения, бассейна, ледового дворца – куда часто ходят наши люди. И будем учиться общаться. Когда понимаешь, что, как происходит, общение проходит лучше.