Прошлой осенью мы рассказали, как бобруйчанин Дмитрий Костян прокачал до уровня внедорожника старую советскую малолитражку. Машина по сей день в строю и готова покорять целину хоть сейчас. Совсем скоро у нее появится «сестренка»: в гараже Дмитрия «поднимается с колен» еще одна «Ока». Машину собрали из трех автомобилей той же марки, примерно тех лет выпуска. Общим было и состояние – «без слез не взглянешь». Зато сейчас любо-дорого посмотреть!
Машина с историей
На эти машины Дмитрий положил глаз несколько лет назад. По пути на дачу проезжал мимо двух «Окушек», стоявших, казалось, на вечном приколе у забора дома в Щатково.
– Хотел выкупить для последующего использования на квадроциклах, – объяснил свое намерение собеседник. Напомним, сборкой и эксплуатацией этого вида транспорта бобруйчанин занимается профессионально.
Хозяин ответил отказом. Но после скорректировал свое решение.
– Сказал, что хочет восстановить хотя бы одну из трех машин, третья «Ока» стояла во дворе, – продолжает Дмитрий, – И лишь одна машина была с документами.
Не только с документами, но и с историей! Ее пусть расскажет сам владелец «Оки» – Владимир Васильевич Огнев.
– Машина принадлежала моему тестю, он военнослужащий. В Бобруйск «ВАЗ 1111» (таково официальное название автомобиля – прим. ред.) приехала своим ходом из Калмыкии. Сначала ушел из жизни тесть, а в 2021 году не стало и моей супруги Анны Николаевны. В память о дорогих мне людях и решил дать автомобилю вторую жизнь, – рассказал Владимир Васильевич.
Условия договора были просты: Дмитрий восстанавливает один автомобиль, два других забирает в качестве оплаты труда. На том и пожали руки. И уже зимой «ВАЗ 1111» обосновался в гараже бобруйчанина.
Сгнила «по пояс»
Надежды на использование запчастей с двух машин-доноров растаяли вместе с прошлогодним снегом. Кузова в них оказались в еще более плачевном состоянии.
Несущие элементы пришлось заказывать в России, навеску вроде дверей, капота и задней ляды Дмитрий восстанавливал сам. Миллиметровый металл, сварочный полуавтомат и прямые руки могут вернуть из небытия любое «средство передвижения».
– Машина сгнила «по пояс», – описывает «масштабы бедствия» Дмитрий Костян, – задние арки пришлось выгибать из металла и вваривать в кузов.
Сейчас уже не заметишь, где родной металл, а где – вставки. Изнутри кузов обработан антикоррозийным составом, рецепт которого передается из поколения в поколение: пушсало, мовиль, отработка.
А на днях кузов прошел полный перекрас. Был белым, стал радикально синим. Цвет «Босфор 400» выбирал хозяин автомобиля. На «облив» ушло два литра краски.
Подкапотное пространство автомобиля пока пустует. Двухцилиндровый силовой агрегат объемом 0,75 кубов снят и разобран.
– Надо заменить балансирные валы с подшипниками. Двигатель и так отличается повышенной вибрацией, а тут еще балансиры пришли в негодность, – говорит Дмитрий, – очевидно, что-то придется брать с двигателя от второй «Оки». Главное, что цилиндропоршневая группа «живая». Хотя снятые 0,25 миллиметров с коленчатого вала указывают: один ремонт двигатель уже пережил. Когда этот материал уже был готов, Дмитрий сообщил, что отремонтированный двигатель успешно установлен в моторный отсек.
Из гаража машина выедет с клиренсом, увеличенным на 10 сантиметров – еще одно пожелание хозяина. «Лифт», как и в личной «Оке» Дмитрия, появится за счет проставок между подрамником и кузовом.
Для деда и для внука
Каждый шаг по реанимации автомобиля Дмитрий согласовывал с хозяином «Оки». Бывало, и сам Владимир Огнев приезжал в гараж, чтобы понаблюдать за работой мастера. И каждый такой визит оставлял только приятные впечатления.
Владимир Васильевич уже в ожидании дня, когда сможет выехать из гаража, где сейчас собирают дорогую его сердцу машину. Обратный отсчет идет уже даже не на недели – на дни! В свои 75 лет Владимир Огнев, говорит, будет не прочь побороздить бездорожье или просто выехать в лес и насладиться тишиной. А потом и внук подрастет. Даниилу пока лишь 12, но тяга к технике у мальчишки вполне взрослая. Можно не сомневаться: семейная автореликвия перейдет в надежные руки.