«Привет, меня зовут Александр, я зависимый»
В помещении по ул. Пролетарской собралось четыре человека (всего активных участников в группе около 10). Все из собравшихся – мужчины в возрасте от 34 до 40 лет, опрятно одетые, приятные в общении. Признаюсь, встретив таких на улице, никогда не подумала бы, что эти ребята употребляли наркотики и прочие вещества, меняющие сознание, некоторые даже более 20 лет. У каждого из присутствующих свой срок «чистой» жизни: у кого-то несколько месяцев, у кого-то более 5 лет. К слову, «чистыми» здесь называют тех, кто не просто не употребляет наркотики и прочие вещества, а кто также чист в своих поступках и мыслях, потому что разделить эти понятия невозможно, если вникать в природу зависимости глубоко.
Обстановка здесь скромная, но довольно уютная: мягкие стулья, на столе книги, брошюры по теме, на маленьком столике чашки, конфеты. Чаепитие – обязательный атрибут таких собраний. Один из мужчин проводит мероприятие (эту функцию участники группы исполняют по очереди, главных здесь нет).
Началось общение со знакомства: «Привет, меня зовут Александр*, я зависимый», – представляется один из присутствующих. «Здравствуй, Александр», – дружно отвечают ему остальные. И так по кругу представляется каждый.
Ведущий напоминает правила группы: нельзя выходить покурить во время собрания, перебивать тех, кто высказывается, нельзя оценивать других, комментировать услышанное, можно говорить лишь о собственном опыте, запрещено рекламировать реабилитационные центры, медицинские и религиозные учреждения, нельзя смаковать употребление и произносить вслух названия наркотиков. Тем, кто в этот день употреблял, рекомендуется оставаться, но воздержаться от высказываний. Обязательно соблюдение анонимности всего услышанного здесь.
В основе занятий и исцеления от пагубной зависимости – программа «12 шагов», которую более полувека назад разработал американец, сумевший самостоятельно побороть алкоголизм. К слову, по такой же работают зависимые от алкоголя и прочих зависимостей. Считается, что, если пройти весь этот путь от первой ступени (осознание проблемы и своего бессилия перед ней) до последней (передача опыта другим), можно достичь стойкой ремиссии.
«Сейчас пришел сюда и понимаю, что мне становится спокойно»
Участники группы делятся своими мыслями, переживаниями последних дней.
– Есть сила в молитве, это я заметил за последнюю неделю, – говорит Антон, молодой крепкий мужчина с добродушным лицом. – На жену что-то повлияло, без высшей силы тут не обошлось. В квартире чистота, порядок, душе приятно. Малой пошел третий день в садик, пока адаптируется по несколько часов. На второй день позвонила воспитательница: «Придите, ребенок истерит». Я, если честно, ожидал увидеть, что воспитательница в обмороке, ребенок голый по группе бегает, но такого не было. Будем стараться, чтобы все было хорошо в семье. Я благодарен АН (сообщество анонимных наркоманов – авт.) за то, что происходит в моей жизни. Потихоньку, конечно, не так, как хотелось бы, но все налаживается.
Следующим говорит Василий, тоже приятный мужчина с чувством юмора. К слову, в этот день у него 5 лет 11 месяцев и 10 дней «чистой» жизни.
– На собрании в последний раз был в прошлое воскресенье. Сейчас сижу и понимаю, что у меня устанавливается этот ритм посещения недельный. Сегодня я уже сидел на работе, мне звонили, а у меня было такое состояние: «Зачем вы мне звоните?!» Сегодня у меня все были плохие, ужас просто. Злила кропотливая работа, начальник, отдающий распоряжения, родственник, который лежит в больнице и его нужно было навестить, даже ребенок напрягал своим детским эгоизмом. Я сильно ругался, бубнил, как бабка старая. Но, к счастью, не было такого решения – пойти купить бутылку или еще что-то употребить. Сейчас пришел сюда и понимаю, что мне становится спокойно. Это чудо какое-то, которое в «анонимных наркоманах» происходит.
Олег:
– Хорошо помню это состояние, когда наркотиков нет и их надо чем-то заместить. Я 20 лет употреблял. Конечно, понадобилось время, большая работа, чтобы найти это замещение. Благодаря специалистам, потом программе «12 шагов», группе и служению в ней, у меня сформирована база, которая работает каждый день. К примеру, утром сегодня было беспокойство из-за такой ситуации: у моей матери появились новые соседи сверху и периодически они сильно шумят, и даже в 12 часов ночи, в половине первого. Я знаю свою мать, она очень терпелива, но это, по ее словам, просто невыносимо. Она ходила, просила, но бесполезно, соседка даже угрожала ей. Раньше я, конечно, не задумываясь, врезал бы этой женщине и все. Сейчас руководствуюсь тем, что все должно быть в рамках закона. Будет необходимость, вызовем милицию.
Все участники откровенны, потому что уверены, что здесь их не осудят, поймут и поддержат.
В завершение встречи участники группы, обнявшись, читают молитву о душевном покое.
Реальные истории
«На протяжении 20 лет привык свои чувства закалывать, запивать» занюхивать
Олег, 34 года.
– В 1-м классе я уже покуривал бычки на балконе, крал у мамы деньги, меня наказывали. Алкоголь был в 5 классе, мы немного баловались с друзьями на квартирах у одного, у другого. Первый раз я напился в 14 лет. Меня принесли домой в одном ботинке и с побитым лицом, облокотили на дверь и ушли. Это был первый серьезный звоночек. С того момента я периодически выпивал. Наркотики попробовал, когда заканчивал девятый класс. Мой круг общения употреблял, я еще противился какое-то время, потом стало любопытно. В первый раз мне стало плохо. Но через неделю снова употребил.
Потом поступил в училище, на втором курсе уже хорошенько втянулся. Сначала все как-то совмещал: и выпивал, и употреблял наркотики, и крал, и на учебу ходил. Но вскоре поехал в тюрьму за вымогательство денег. Мне дали три года, я отсидел два. За это время поднакопил знаний о наркотиках, мне все эти истории были интересны. Вышел, через пять дней уже взялся за старое.
В течение пяти лет употреблял, воровал, уходил из дому, лежал в больницах с передозировками. Как-то своровал золото в квартире у человека и опять попал в тюрьму. Даже будучи там, умудрялся употреблять вещества. Вышел в 25 лет с мыслями, что больше не буду. Стал читать книги, заниматься спортом, развиваться. Меня хватило на месяц. Я устраивался на работу, но проходило 2-3 месяца и я уставал от чего-то, разрешал себе отдохнуть с алкоголем или веществами. У меня уже родилась дочь, но и это не останавливало.
Все изменилось осенью 2022 года. Мы жили на съемной квартире. Проснулся утром, вышел на балкон, закурил. Стою, вижу – такая серость, троллейбусы ходят, люди куда-то спешат по делам, стремятся к чему-то. А мне некуда идти, нечего делать. Это был такой момент отчаяния, я понял, что не могу жить без наркотиков и не могу жить с ними. Я попросил помощи у супруги, у отца.
Они отвезли меня в реабилитационный центр и началась другая жизнь. Три месяца проходил курс реабилитации с врачами, психологами, другими специалистами. Через два месяца пошел на работу, потому что нужно было за реабилитацию платить. Потом была возможность два года адаптироваться и социализироваться, для этого предоставляли жилье, работу, я использовал такой шанс. Оказалось, что я жить не умею без веществ, на протяжении 20 лет привык свои чувства закалывать, запивать, занюхивать.
В течение двух лет учился всему. Считается, что срок ремиссии в два года – это хороший показатель. Я сдал на права, на работе себя реализовывал, помогал семье, платил за себя, прошлым летом вернулся в Бобруйск. Здесь тоже все хорошо: я работаю, развиваюсь, есть группа, в которой служу. У меня двое детей, жена, и это уже совсем другие отношения.
«Я кололся, воровал, меня били, при этом считал себя нормальным пацаном»
Василий:
– Впервые напился лет в 11, в 12 накурился, а в 13 уже нюхал. Почему? Думаю, мне страшно было жить в этом мире, я не мог жить сам с собой и другими людьми. И искал выход в этом, сначала получалось.
Я 23 года употреблял и что-то изменить было трудно. Помню, в 2008-м году у магазина встретил друга, он говорит: «Я не употребляю, хожу в «Анонимные наркоманы», хочешь, тебя отведу». Я тогда посмеялся: «Да там сектанты собираются «шибанутые». На тот момент у меня было такое обывательское представление. Я кололся, воровал, меня били, я ходил где-то кустами и при этом считал себя нормальным пацаном.
Я тогда был уверен, что скоро устроюсь на работу и все у меня будет нормально. Но через два года поехал в тюрьму в первый раз да еще на костылях. Когда освободился, все повторилось. Понадобилось еще 8 лет, чтобы я понял, что это грань. Я 18 лет не работал, у меня не было семьи. Не было здоровья – почти все зубы потерял, ноги собирались ампутировать. Я понимал, что употребление – это смерть, если я доживу до очередного срока, это будет лучший вариант. В таком состоянии более 5 лет назад я попал сюда.
Помню свое первое собрание: смотрел на людей – они хорошо одеты, от них нормально пахло, они были с хорошими часами, на хороших машинах и говорили о проблемах в семьях, с детьми, на работе. И я думал, что какие-то они здесь неправильные наркоманы. Наркоманы – это те, кто в драных ботинках, с руками трясущимися. На самом деле, наверно, большинство приходят сюда такими, а потом у многих все меняется.
Когда пришел сюда в первый раз, мне было очень плохо, и я не хотел жить. А ушел отсюда вдохновленным, мне было на душе хорошо и захотелось жить. Тогда я поверил, что здесь что-то есть.
Я начал заниматься своим здоровьем. У меня жена, ребенок, хорошая работа. Я начал с отцом общаться, с которым три года не разговаривали, у меня были на него обиды. Сейчас хочется с друзьями просто посидеть, мясо пожарить, поговорить о нормальных вещах – о семье, о работе. Для обычных людей это норма, а для меня – достижение. Я это очень ценю и очень боюсь потерять. Мне не хочется снова уколоться.
Как связаться с группой анонимных наркоманов в Бобруйске:
- телефон: (8029) 664-69-64.
- собрания группы проходят по адресу: ул. Пролетарская, 31А.
Программа «Анонимные наркоманы» бесплатная, анонимная и нерелигиозная.
Более подробную информацию можно узнать на сайте
* имена героев в статье изменены