Около трех лет назад житель Глуска Виктор Борисовец увидел в тик-токе мужчину, который показывал «беспроводной утюг» наших прабабушек – качалку или, по-другому, рубель. Виктор заинтересовался этой темой и начал сам собирать старые вещи. Рассказывал друзьям о своем увлечении, и они стали что-то приносить. В домашнем импровизированном музее Виктора старые предметы «родом» не только из Глусского района, а и из Бобруйского, Осиповичского.
– В деревнях сносят старые дома, – говорит Виктор, – и все старые вещи своих родителей, бабушек, дедушек наследники просто выбрасывают. Но ведь это же история семьи, история страны. Мои друзья, знакомые, зная, что я собираю такие предметы, стали подсказывать, где идет очередной снос, и я ехал, забирал то, что могло уйти под ковш бульдозера и быть похоронено вместе со старым домом.
Сейчас в коллекции глусчанина больше 100 предметов. К примеру, в импровизированном музее есть железные утюги, деревянные ступы, колеса, лопаты, маслобойки, детали от ткацких станков, лукошки из коры, лапти, рубанки, деревянные жернова, корытца, советские весы 1970-х годов и многое другое.
– Вот родственники принесли саблю с вензелем Александра II, – рассказывает про свои экспонаты Виктор. – Эфес сохранился хорошо, а клинок не очень. Еще один интересный предмет – большая деревянная мышеловка. Чтобы она работала, ее надо подремонтировать. Вот ступа, выдолбленная из целого дерева. На ней даже выцарапана дата изготовления – 1944 год. Есть и столярный инструмент, например, рубанок для производства, фигурных ставней.
Старые керосиновые лампы Виктор отремонтировал и дал им вторую жизнь: сделал их электрическими и развесил вдоль стены, где хранятся его «музейные экспонаты». Вечером они загораются и красиво освещают стену.
– Бухгалтерские счеты, – говорит глусчанин, – которые есть у меня здесь, хоть и не старинный экспонат, но современные дети вряд ли знают, для чего служило это приспособление.
А вот этот дверной звонок с эмблемой московской Олимпиады 1980 года и олимпийским мишкой я даже не знаю, кто мне подарил. Прихожу с работы домой, а он лежит на крыльце. Вот определил его пока к деревянным лопатам в компанию.
Среди крупных экспонатов – большая железная сечкарня. С ее помощью делали корм животным – крошили мелко солому, заливали ее кипятком и дальше по специальной технологии.
Деревянные жернова – тоже интересный предмет. Перетиралось зерно в них с помощью множества железных скоб, набитых на деревянные брусы с внутренней стороны.
Виктор говорит, что его увлечение доставляет удовольствие не только процессом созерцания предметов старины, а больше их сбором, а лучше сказать, спасением.
– У меня всегда много людей бывает в гостях, – говорит Виктор Борисовец. – До музея не все из них дойдут, так хотя бы у меня посмотрят на старинные предметы, которыми когда-то пользовались наши предки.