Это так называемая халхинголка или хасанка, официальное название которой – СШ-36. Каску в тот же день передали в Глусский районный историко-краеведческий музей. Здесь ее очистили от песка и приступили к изучению.
Как рассказала директор глусского музея Наталья Акулич, найденный военный шлем довольно редкий. Это первый стальной шлем советского производства, принятый на вооружение Красной Армии в 1936 году. Его использовали красноармейцы во время боев на озере Хасан и на реке Халхин-Гол (отсюда и его неофициальное название), в Советско-Финской войне, и им пользовались кавалеристы в начале Великой Отечественной войны.
Есть версия, что в 1934 году опытный образец шлема лично испытывал маршал Советского Союза Семен Буденный, рубя шлем шашкой. По его же инициативе принятый в результате на вооружение шлем получил широкие боковые поля, призванные защищать плечи бойца от рубящего удара сверху вниз (поля должны были отклонять клинок от плеча). Но бойцы не любили этот шлем из-за того, что зимой его невозможно было надеть на теплую шапку-ушанку и в нем было очень холодно.
На каске, найденной в Глуске, есть повреждения. Старое – след от пулевого ранения. И новое – от удара ковша экскаватора на шлеме образовалась трещина.
На вопрос, каким образом каска-хасанка оказалась в Глуске в том месте, где с 1945 и до 1960-х была территория детского дома, еще предстоит ответить. Предварительная же версия такова: каска принадлежала одному из кавалеристов 32-й кавалерийской дивизии, которая в начале Великой Отечественной войны проводила рейд в тылу врага в Глусском районе и даже на несколько дней – с 24 по 27 июля 1941 года – смогла освободить Глуск от немецких захватчиков.
Для глусского музея это уникальный экспонат еще и потому, что он найден именно в Глуске. Изучение этой каски-хасанки сотрудниками музея продолжается, и, возможно, вскоре мы узнаем о ней что-то новое и интересное.