«Жену пригласил на беседу психолог из детсада, куда ходит наш сын. Говорит, что его настораживают рисунки мальца, что-то там в них не так. Вот скажите, что за глупости напридумывали? Я тоже никогда рисовать не умел, может, пацан весь в меня. И что? Если он на художника не тянет, сразу надо нам голову морочить? Жена два дня переживает после этой встречи, собирается парня на консультацию к детскому психологу вести. А по мне, все это глупость какая-то!» (Анатолий).
Вопрос нашего читателя мы переадресовали психологу Ирине Барановской, заведующей психологическим отделением Могилевской областной психиатрической больницы:
– Уважаемый Анатолий, дело не в том, «тянет» или нет ваш сын «на художника». На самом деле, даже самый неумелый рисунок маленького человека несет важную информацию как о его характере, так и о том, что происходит у него в душе. И умея правильно интерпретировать детские рисунки, не только профессиональный психолог, но и сами родители могут получить весьма ценную информацию об эмоциональном состоянии своего ребенка, его переживаниях, тревогах и страхах.
Приведу несколько самых распространенных примеров.
Как известно для гиперактивных детей характерна импульсивность, неумение долго заниматься одним делом, а также управлять своим поведением и движениями. Поэтому для рисунков таких детей характерна ассиметрия, детали, которые искривлены и размашисты, четко не прорисованы, символичны. Фигуры у него всегда в движении, никогда не статичны. Иначе говоря, герой на рисунке никогда не сидит или стоит, он бежит, прыгает... Если рисунок раскрашен, то это будет сделано небрежно, то есть, штриховка не будет доходить до контура либо выйдет за край. Нажим на карандаш у такого ребенка сильный или даже сверхсильный и, как правило, неравномерный. Линии промахивающиеся, не доведенные до конца, детали крупные и размашистые.
Рисунки агрессивных детей отличаются большим количествам острых углов. Как правило, в своих рисунках они прорисовывают острые зубы, шипы, когти и т. д. Те дети, которые привыкли добиваться своего с помощью кулаков, рисуют большие заштрихованные или зачерненные руки. А ребята, которые проявляют свою агрессивность с помощью крика и оскорблений, нарисуют большой открытый рот с огромными и острыми зубами. В их рисунках будут доминировать либо темные цвета, либо очень яркие. Герои рисунка чаще всего находятся в действии, но не просто идут или бегут, а сражаются, дерутся. Нажим на карандаш будет сверхсильным.
Рисунки тревожных детей, как правило, имеют много штриховки, зачерченных пятен или, напротив, могут быть слишком «прозрачными» и почти незаметными. У фигур большие затемненные или заштрихованные глаза (помните: «У страха глаза велики»). Тревожные дети при рисовании будут часто пользоваться ластиком, обводить и исправлять уже проведенные линии. Позы изображенных фигур будут статичны и однотипны. Размер рисунка у них большой, может занимать даже весь лист, а иногда и выходить за его край. Также может наблюдаться повышенная тщательность и большое количество однотипных деталей.
Рисунки депрессивных детей отличаются слабым нажимом на карандаш, местами линии будут едва видны. Уменьшенный размер рисунка также говорит о депрессивном или субдепрессивном состоянии. Рисунок, как правило, расположен в углу листа, с малым количеством деталей или схематичен. В их рисунках будут доминировать темные цвета, либо картинка будет нарисована одним темным цветом.
Аутичные дети рисуют по-своему, очень вдумчиво и очень медленно. Такие дети, как правило, очень увлекаются процессом рисования, и даже когда рисунок уже полностью закончен, они умудряются аккуратнейшим образом заштриховать все нарисованное. При этом рисунки таких детей весьма однообразны, они изо дня в день могут изображать один и тот же сюжет или персонаж, выполняющий одно и то же действие.
Однако, необходимо помнить, что такое свойство характерно и для тревожных детей, которые боятся неудачи, и для детей, которые попросту не умеют рисовать или имеют проблемы с мелкой моторикой.
Нужно иметь в виду, что в ни коем случаи нельзя судить о том, что происходит с ребенком только по одному рисунку или по отдельной детали этого рисунка. Но если на рисунках своего маленького художника вы из раза в раз замечаете одни и те же детали, которые вас настораживают, обязательно покажите как самого ребенка, так и его рисунки квалифицированному специалисту-психологу. Который поможет не просто правильно «прочитать» рисунок, но, что самое главное, помочь ребенку в решении тех проблем, которые у него имеются.