Мошенники представляются работниками правоохранительных органов. Жертву убеждают – нередко запугивая – принять участие в «спецоперации» по раскрытию преступления. Следуя инструкциям мошенников, просят самостоятельно перевести свои или кредитные деньги на «спец-счета».
Самое удивительное, что аферистам удается убедить оформить не один, а несколько кредитов. В одном из случаев фигурирует пять банков, а общая сумма ущерба превышает 100 тыс. рублей.
В Сбер Банке раскрыли и другие схемы мошенников. Среди популярных – вишинг: преступники звонят потенциальной жертве и представляются сотрудниками одного из мобильных операторов. Под предлогом необходимости продления действия договора сотовой связи убеждают установить на мобильное устройство или компьютер приложение, ссылку на которое пересылают через мессенджеры.
Приложение позволяет мошенникам получить доступ к устройству, управлять им или читать логины, пароли пользователей и коды sms-подтверждений. После этого следует перевод денег за пределы Беларуси и оформление кредита. Также возможен выпуск e-sim и обращение мошенников в колл-центр банка от лица клиента для оформления допуслуг или получения конфиденциальной информации. Для удаленного доступа, чаще всего, используют приложения AnyDesk, Rustdesk и AirDroidKids.
Всё чаще мошенники работают в соцсетях. Предлагают дешевый товар или крупные скидки на условиях предоплаты, после получения которой исчезают.
В последнее время получили распространение и кредитные брокеры. На ровне с работающими легально в рамках законодательства, встречаются организации, которым клиент предоставляет конфиденциальные данные, чтобы от его имени оформили кредит. При этом посредники берут огромное вознаграждение – доходит до 30% от суммы займа.
Многие аферы удается пресечь. В Сбер Банке привели занятный пример: пенсионерка 6 часов следовала секретным инструкциям «сотрудника КГБ». И даже когда ей позвонили с банка, настаивала, что действует самостоятельно. Только в присутствии сына удалось убедить женщину в обратном. Иначе она бы потеряла свои деньги.
«Каждый день системой фродмониторинга фильтруются сотни тысяч событий, связанных с переводами, платежами – как с использованием банковских платежных карт, так и в системе дистанционного банковского обслуживания. Подозрительные операции отклоняются или блокируются до выяснения обстоятельств, последнее слово остается за аналитиками. Зачастую возникает необходимость подтвердить «легитимность» операции или разъяснить, что операция носит мошеннический характер, а человек, возможно, находится под влиянием аферистов. То есть мы делаем всё возможное, чтобы уберечь его негативных последствий», – отмечают в Сбер Банке.