«На этой лошади отец по делам несколько раз в неделю в Бобруйск ездил». Судьбы жителей одной деревни: ч. 3

2720
Ольга ЯНУШЕВСКАЯ. Фото из личного архива героя публикации
Продолжаем публиковать цикл интервью нашего автора Ольги Янушевской с уроженцами деревни Заполье на Глусчине, которые делятся воспоминаниями о людях и событиях, происходивших в деревне в разное время.

Наш цикл интервью с уроженцами деревни Заполье на Глусчине – это не академическая, а живая история – в лицах и судьбах, в письмах и фотографиях, в домах и вещах.

Сегодня мы беседуем с одним из старейших жителей деревни Заполье Владимиром Семеновичем Барановским. Ему 87 лет.

Сентябрь 2023 года. Владимир Семёнович Барановский
Сентябрь 2023 года. Владимир Семёнович Барановский

«Ты чего, кулак, сидишь здесь на хуторе единоличником, пора в колхоз вступать»

– Владимир Семенович, расскажите немного о вашей семье, о родителях.

– Моего отца звали Семен Семенович Барановский, маму – Алена Николаевна. Отец родился в Заполье, а мама в деревне Степановка Глусского района.

Мама работала в колхозе, а отец был лесником. Кроме того, папа был хорошим плотником. До войны он ходил в Глуск и строил евреям дома да сараи.

– Может быть, ваши родители рассказывали, как в 1930-е проходила коллективизация и людей переселяли из хуторов в деревню?

– Рассказывали немного. Говорили, что за хуторянами ездили и коммунисты, и комсомольцы. Запрягали комсомольцы коня, садились на повозку человека четыре, брали с собой рубель (толстая жердь для прижимания сена или снопов на возу) и ехали на хутор, мол там «кулаки», богачи живут. Приезжали. Говорили: «Ты чего, кулак, сидишь здесь на хуторе единоличником, пора в колхоз вступать». Один из комсомольцев залазил на крышу дома выбивал клинья возле стропил, второй – стяжки. И крыша падала с грохотом на землю. Третий – дымоход на крыше разваливал. И все, бедному человеку, который все это своим трудом зарабатывал, ничего не оставалось делать, как подчиниться такому вероломству и идти в деревню жить, опять новый дом ставить, опять хозяйством обзаводиться.

«Когда мы шли мимо виселицы, убитые тоже висели. Папа закрывал мне глаза, чтобы я не смотрел на жуткое зрелище»

– Владимир Семенович, ваше детство совпало с войной. Что помните о том времени.

– Когда только началась война, моего отца заставляли пойти служить в полицию. Говорили: дадим винтовку, продуктовый паек для семьи. Но папа притворился слепым: «Как же я пойду с винтовкой служить, я же плохо вижу».

2023 год. Деревня Заполье
2023 год. Деревня Заполье

Мой отец был связан с партизанами – ходил к ним в партизанскую зону. Папа встречался с партизанскими связными в условленном месте – возле деревни Жолвинец была землянка.

В районе, где сейчас дачи, полицаи однажды убили партизана. А произошло вот что. На задание из партизанской зоны со стороны поселка Кировское (тогда называлась деревня Дикое) шло два человека. Они перешли через речку в районе Заполья и наткнулись на запольских полицаев. Одного партизана – убили, второго – ранили.

Партизаны и к нам домой по ночам наведывались часто. Мы жили на поселке, в крайнем доме: им было удобно к нам приходить за едой.

Заходили в дом и полицаи. Однажды они пришли, а мама в печке еду готовила – большой чугун картошки варила. Они стали интересоваться, почему так много. Мама сказала, что свиней будет кормить. А в это время у нас в подполе сидели партизаны с оружием.

Полицаи, когда приходили в наш дом, все высматривали: что и сколько мама готовит. Видно подозревали, что к нам партизаны приходят.

Время от времени папа получал от партизан задания. Однажды им нужны были лекарства. Мама сшила мне очень широкую льняную сорочку (как у девочки платье), папа взял меня за ручку, и мы пошли в Глуск к доктору Семенову. На посту в начале Глуска стояли немецкие солдаты с винтовками. Я особо не понимал, что происходит, ведь мне было лет 5–6. В кабинете врача папа объяснил, какие лекарства нужны партизанам. Доктор кивнул. Мне подняли рубашку и на тело примотали все необходимые медикаменты. В Глуске по дороге домой шли мимо старого кладбища – там стояло несколько столбов на которых вешали замученных в гестапо партизан и местных жителей. Немцы завели зверскую традицию: повешенные обязательно висели всегда сутки на всеобщем обозрении. В тот день, когда мы шли мимо виселицы, убитые тоже висели. Папа закрывал мне глаза, чтобы я не смотрел на жуткое зрелище. Благополучно добравшись до дома, с меня снимали все, что дал доктор и папа шел в лес – в партизанский отряд нужно было отнести необходимые медикаменты.

Потом немцы выгнали нас из дома – мы жили в сарае, а они в нашей хате.

До войны очень холодные зимы были, до минус 41 градуса температура опускалась. Отмерзали садовые деревья. И во время войны тоже морозны и снежные зимы были. У немцев-то одежда и обувь совсем не подходила для такой погоды, и в первую военную зиму они постоянно кутались, мерзли.

Папу однажды немцы и полицаи сильно избили – пытались добиться признания, что он связан с партизанами. Последствия того избиения для отца оказались губительными – он сильно болел и умер вскоре после окончания войны.

Хочу сказать, что не все немцы поддерживали эту жестокую войну. В нашем доме жили немцы, так вот один из них (он водителем был и разговаривал немного по-русски) в моменты откровенных бесед с моим отцом говорил: «Семен, у меня в Германии два киндера… А нам здесь всем капут будет… Разве я хочу воевать?! Я русских не трогаю…»

После освобождения Глусского района папу на фронт не призвали, у него, как у лесника, была бронь.

1970-е. Владимир Семёнович Барановский
1970-е. Владимир Семёнович Барановский

В нашей деревне много мужчин по разным причинам пошли служить в полицию: человек, может быть, 20. Местные полицаи, кроме выполнения приказов немцев, еще и ездили грабить жителей других деревень (своих, запольских, не грабили). К примеру, ездили во Вьюнище, в Чикили, Степановку. У одного старика в какой-то из этих деревень забрали зимнюю шапку, почти новую. Он даже придумал хитрость, чтобы ее не отняли полицаи – нашил на шапку заплатки, мол, старая она. Не помогло. Полицаи все равно забрали шапку.

Однажды местный полицай погиб, когда рыбу в речке глушил. Когда это случилось, мы, местные мальчишки, бегали там рядом и все видели. Обычный шнур для детонации динамита горит примерно 1 сантиметр в минуту. А у него был бикфордов шнур, который горит мгновенно. Но полицай об этом не знал. Он коленками динамит зажал и поджег. Раздался взрыв. Его подкинуло очень высоко. Руки, ноги оторвало… Потом его другие полицаи забрали и похоронили.

После освобождения, полицаев, кто не успел уехать с немцами, судили. Многие умерли в тюрьмах, но некоторые, отсидев около 10 лет, после смерти Сталина и амнистии вернулись домой. Те, кто ушел воевать, погибли, а эти вернулись и еще долго жили…

Однажды был случай, когда один из местных полицаев спас нашу семью. Нас всех хотели расстрелять, за то, что отец, якобы был связан с партизанами. Немец уже направил на маму, меня и сестру автомат, но полицай сказал: «Пан, что вы хотите от этой женщины, она же дуроковатая, а дети не виноваты…» Немец опустил винтовку и так мы остались все живы.

– С кем из соседских детей дружили в детстве?

Начало 2000-х. Владимир Семёнович Барановский с женой Евой (справа) и Анной Кастецкой (слева)
Начало 2000-х. Владимир Семёнович Барановский с женой Евой (справа) и Анной Кастецкой (слева)

– С Аней Кастецкой вместе играли и часто дрались. Мы жили через один дом от Кастецких. Аня очень крикливая была – чуть-что сразу крик, писк. Ее мама, тетя Мария, могла меня и розгами хлестануть, чтобы наука была – с девочкой нельзя драться. А я у них в доме под печку прятался от такой науки. В детстве возле наших домов росли три тоненьких дубочка. Сейчас только один из них остался – высокий и толстый стал спустя столько лет.

«Даже лошадь у нас была: ее папе выдали для работы в лесу. На этой лошади отец по делам несколько раз в неделю в Бобруйск ездил»

– Как ваша семья и другие жители деревни жили после войны?

– У нас был отец и большое хозяйство сохранилось, поэтому мы не голодали. Даже лошадь у нас была: ее папе выдали для работы в лесу. На этой лошади отец по делам несколько раз в неделю в Бобруйск ездил. От Глуска до города дорога была вымощена булыжником, а с боку песчаная дорога для лошадей. Привозил что нужно было для работы. И нам кое-что: хлеб, иногда обувь. Особо и денег то у нас не было на покупки.

Многие люди голодали: колоски тайком от председателя колхоза ходили по полю собирали, желуди, а весной от безысходности картошку подгнившую. Летом, чтобы не голодать подкапывали мелкую молодую картошку.

Лошадей в деревне не было, а землю обрабатывать ведь надо было. Поэтому женщины, старики запрягали волов и на них пахали. Потом женщины в постилку набирали, к примеру, картошку и сажали целый день не разгибая спины.

Одиноким старикам, которые уже не могли работать тяжело приходилось, пенсии ведь тогда никто не платил.

Все крестьянские хозяйства облагались налогами: на корову, на другую живность – почти на все, кроме домашней птицы. По деревне ходили специальные люди, которые собирали налоги. А денег, чтобы заплатить, чаще всего у людей и не было. Поэтому запольцы носили продавать продукты со своего хозяйства на рынок в Глуск. Это были не излишки, чаще в этих продуктах нуждалась семья, но нужны были и деньги. Вот принесет эта несчастная женщина петуха на рынок, а покупатели в Глуске торговались за каждую копейку и с пренебрежением говорили: «Почем этот паршивый петух?».

В колхозе, чтобы поставили в табель трудодень, нужно было, к примеру, забороновать гектар (!) поля. За этот день тяжелой работы в колхозе платили около 200 граммов зерна и то в конце года. А женщины выходили работать, когда еще солнце не встало, и заканчивали, когда оно уже садилось.

– Случались ли неурожаи? Как люди переносили неудачные годы?

– Конечно, случались, особенно после войны, ведь семена плохие были и удобрений никаких. В голодные года спасала река: почти все запольцы рыбу ловили. Я и теперь хожу ловить, у меня на речке лодка привязана. Это сейчас всяких снастей много, а раньше мы из прутьев делали топтуху (приспособление для ловли рыбы треугольной формы) и ходили с ней за рыбой. Вьюнов ловили, щуку, плотву, окуней, раков.

«Мама обычно пекла хлеб на неделю вперед»

– Что в детстве самое вкусное готовила вам мама?

– Кушали обычную еду: вареную картошку, блины, кислое молоко (простоквашу). Если было сало, мясо – жарили. Хлеб мама пекла. Зерно мололи на жерновах, возили на мельницу. В деревне жернова были у Кастецких. Мама обычно пекла хлеб на неделю вперед. В бочке замешивала опару, потом хорошо месила крутое тесто руками, укладывала его в форму или на сковородку, а затем, когда в печке останутся еле тлеющие угольки, сдвигала их в сторону и садила хлеб в печку (на легкий дух).

А у нас, детей было такое лакомство: брали колоски ржаные или пшеничные, связывали их в пучок, поджаривали на костре, потом вытрясали зернышки и ели. Вкусно!

– Вкусный был мамин хлеб?

– Вкусный, особенно, когда очень сильно есть хочется (смеется).

– Во что одевались, какую обувь носили в вашем детстве?

– Мама сама ткала льняное полотно, шерстяное сукно и из этого шила одежду, в том числе и верхнюю. А обувь была такая: из резиновой камеры клеили примитивные боты, которые назывались бахилы.

«Собирал с наших девушек по 20 копеек – это была плата гармонисту»

– Как отдыхала молодежь в деревне, какие праздники отмечали?

– Самым главным праздником в Заполье всегда была Покрова. А по выходным в деревне молодежь собиралась на танцы. Я музыкантов нанимал. Собирал с наших девушек по 20 копеек – это была плата гармонисту. Обычно молодежь собиралась по очереди у девушек по домам. А бывало, у кого-то снимали большой дом в деревне. Вот, например, у Розалии Малевич был большой дом, и мы часто снимали его для танцев. Однажды после вечеринки один парень выпил много и упал пьяный в колодец, который стоял как раз возле дома Розалии. Но все закончилось хорошо, его вытащили.

«В детстве во время войны в одном из деревенских домов вместе с немцами самогон гнал»

– Знаю, что в деревнях люди сами делали самогон. В Заполье тоже? Вы участвовали в этом процессе?

– Конечно участвовал. Еще в детстве во время войны в одном из деревенских домов вместе с немцами самогон гнал (смеется). Кстати, немцы разрешали гнать самогон и люди его делали дома, а не в лесу. В советское время такой вольности уже не было – местные жители производство перенесли в лес. Милиция «охотилась» на самогонщиков постоянно. Если находила, то обязательно штраф и конфискация самогона и аппарата. Причем ждали, когда человек закончит процесс производства и тогда уже «накрывали» самогонщика. Однажды накануне Покровы я гнал самогон (у меня был свой аппарат) в лесу недалеко от реки. Уже почти закончил – залил водку в 10-литровую канистру и тут вдруг милиция. Я схватил канистру, бросил ее в речку и сам прыгнул в воду. Переплыл на другой берег, немного прошел по нему и обратно к деревне через реку вернулся. Холодно уже было, октябрь ведь. На следующий день вернулся на то место, опять нырнул, нашел части аппарата, которые милиционеры выбросили в реку, канистру с самогоном – вытащил и спокойно принес все домой.

«Я его из шахты мертвого вынес…»

– Когда вы впервые уехали далеко от своего дома?

1955 год. Владимир Семенович Барановский в Караганде.
1955 год. Владимир Семенович Барановский в Караганде.

– Я уехал из Заполья в 1954 году. В деревню приезжали вербовщики, звали молодежь в разные города Советского Союза на работу. В колхозе денег не платили, вот и уехал искать лучшей жизни. Фактически удрал от матери. Поехал в Караганду. Работал полтора года там на 1-й вертикальной шахте проходчиком. Потом произошло несчастье: в одну из смен погиб мой начальник (бригадир). Я его из шахты мертвого вынес… После этого случая больше работать в шахте не смог – уволился. Ехал в другой город к друзьям и на одной из остановок на меня напали, ударили по голове и ограбили – все заработанные деньги украли. Как-то выпутался из этой истории. Уехал в Казахстан – 10 лет работал там трактористом, комбайнером. За это время еще и в армии отслужил, женился и даже развелся. Работал на Крайнем Севере, в Якутии, в геологоразведке.

«Твой мальчик утонул…»

– Но потом вы вернулись обратно в Заполье?

1971 год. Дети: Сергей и маленький Сашка
1971 год. Дети: Сергей и маленький Сашка

– Да. Женился здесь во второй раз. Работал на экскаваторе в мелиорации в глусской ПМК № 86. Трое мальчиков у нас с женой родилось: Сережка, Сашка и Юрка. А Сашка погиб – утонул. Однажды я шел с работы по улице в деревне, а на меня все смотрят, перешёптываются. Я думаю – чего это они? Потом меня соседка остановила и говорит: «Твой мальчик утонул»… Я побежал на речку. Его уже вытащили из воды. Скорая стояла. Жена в истерике… Спасти ребенка не удалось. Я взял мертвого сына на руки и через всю деревню нес его на руках до дома…

Сережка и Юрка сейчас часто ко мне теперь приезжают. Жены не стало несколько лет назад. Сыновья – это моя опора и поддержка сейчас.